Особенности сербского Православия

        От Великого поста до Пасхи
 
        
 
     Нынешний 2017 год наш журнал посвящает прекрасной братской Сербии, ее культуре, обычаям, традициям, проникнутым православным духом. В каждом номере мы будем открывать страницы из жизни этого многострадального народа. Сегодняшний рассказ – о сербских благочестивых традициях подготовки к Светлому Христову Воскресению.

Пасхальному дню предшествует Великий пост. Первая неделя Великого поста у сербов называется Чистая неделя или Чистая седмица. В первые два дня Чистой недели не готовили никакой еды и не ели ложками. По существовавшему поверью это делалось для того, чтобы птицы не клевали посеянное зерно. Девушки не носили украшения. В первые дни Великого поста запрещено было веселиться, петь и танцевать.

Чистый понедельник – первый день Чистой седмицы. У сербов в этот день тщательно наводят порядок в доме, моют всю домашнюю утварь. Весь мусор и хлам выносят из дома, сжигают и дымом окуривают участок вокруг дома для защиты от змей. И обязательно надо искупаться или помыться в этот день, чтобы оставаться чистым.

В чистый понедельник на приусадебном участке подрезается виноградная лоза в знак того, чтобы и вино было чистым и прозрачным.

Первая неделя Чистой седмицы завершается Тодоровой субботой. В этот день люди собираются в церкви и причащаются.

Вторая неделя Великого поста носит название Пачиста неделя.

Затем идет Крестопоклонная неделя (Крсту поклоньена неделя).

За ней – Средопостная неделя (Средопосна неделя), которой обозначена середина Поста.

Лазарева суббота предшествует празднику Цвети, или Врбица (Вербное воскресенье).

«Цвети» для сербов - это семейный праздник, праздник маленьких детей, которых в этот день особенно много в храме и на Причастии. Участие сербских детей в Литургии призвано напомнить о завете Спасителя: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18. 3).

Для крестного хода на Врбицу дети выходят с колокольчиками, подвешенными к одежде на ленточках в цветах сербского флага. Дополняется звон маленьких колокольчиков и храмовым колокольным звоном – все прихожане ликуют и празднуют воскрешение Лазаря.

К этому дню выбирают девочек - лазариц, которые специально готовятся к празднику, учат песни. Они обходят дома сельчан и поют обрядовые песни, желая счастливой и благословенной жизни хозяевам.

В Цвети маленькие сербы и сербки украшают себя зелеными веточками и цветами – символами прихода весны. Освященными во время литургии веточками зелени украшают также дом. Взрослые сербы надевают пояса, сплетенные из зеленой травы или прутьев. А девушки плетут венки из лозы и розмарина и надевают их в этот день, мечтая найти мужа в наступившем году. Сейчас традиции утрачиваются, но в былые времена и сербы, и черногорцы создавали из веток чудесные композиции, украшенные цветами, бумагой и ленточками, украшали корзины для сбора даров.

Великая неделя (Страстная седмица) начинается после праздника Цвети (Цвијети)и завершается Пасхальным воскресением, которое по-сербски называется Васкрс или Ускрс.

Считалось, что в Страстной четверг «раскрывается небо, и предки возвращаются на землю», где остаются до Троицы. Поэтому у болгар и сербов в Великую Пятницу принято было посещать кладбище и поминать усопших. Сербы зажигают на могилах свечи, украшают цветами кресты и памятники. Женщины раздают на кладбище обрядовые хлебы: просфоры, лепешки (часто в нечетном количестве и из пресного теста). Дома устраивается поминальный обед.

В Великий четверг и Великую пятницу прекращают все домашние и земледельческие дела. В эти дни сербские хозяйки только готовят еду, а также варят и красят яйца к Пасхе.

          
 
 
                       Мученик Георгий Кратовский

  Золотая душа христианского ювелира
         
              

   Балканские земли на протяжении пяти веков находились под турецким игом. Это было самое сложное время для православных христиан, которые периодически подвергались преследованиям, гонениям и мученической смерти. Но именно благодаря их стойкости и мужеству до сих пор жива православная вера на Балканах.

Георгий родился в конце XV века на территории нынешней Македонии (г. Кратов) в глубоко религиозной семье. Обучившись грамоте, он изучил Священное Писание. А в качестве будущего дела своей жизни стал осваивать ювелирное искусство, которое помогло прокормить семью после преждевременной смерти отца.

Шли годы, к своим 18-ти годам Георгий возмужал и превратился в прекрасного статного юношу: высокого, стройного красавца, но при этом благочестивого и целомудренного, смиренного и простосердечного. В те времена таких видных молодых людей принуждали служить султану. Поэтому Георгий опасался оставаться в родном городе. Тайно покинув Кратов, он направился в Средец (нынешняя столица Болгарии - г. София) к благочестивому священнику Петру. Там он продолжал трудиться как ювелир.

На него обратили внимание магометане, которые захотели обратить такого образованного юношу в свою веру. Один из них вызвался пообщаться с Георгием под предлогом заказа ювелирного изделия. Законник посулил молодому человеку безбедную жизнь, если тот примет ислам. В ответ Георгий обличил недостойную жизнь мусульман. И рассказал о благочестивой жизни местных христиан, приведя в качестве доказательства чудо мироточения нетленных мощей праведного короля Милутина. Мусульманину нечего было сказать, и он, пристыженный, ушел.

Законник стал подстрекать единоверцев убить благочестивого юношу, поскольку тот мог обратить многих ко Христу. Тогда судья-мусульманин приказал привести к нему Георгия. Когда турки пришли в мастерскую к юноше, они надели ему на голову тафью - круглую шапочку, в которой совершается мусульманское моление. Однако Георгий сбросил ее. Мусульмане пришли в ярость и с криками и побоями повели его к судье, избивая по дороге. У Георгия была возможность убежать, но он не стал уклоняться от исповедничества своей веры.

Судья был поражен красотой и мужеством благочестивого юноши и стал уговаривать его перейти в магометанство, пообещав почет и славу от султана Селима. Но мученик смело и твердо исповедовал Спасителя Господа Иисуса Христа и обличал заблуждения мусульман. Эти слова вызвали бурю негодования у присутствующих турок. Георгия бросили в тюрьму.

Узнав о несчастье со своим духовным сыном, в заточении его навестил священник Петр. Он уговорил начальника тюрьмы ненадолго отпустить узника. Он причастил юношу и просил его держаться мужественно и стойко. Георгий возвратился в тюрьму.

На следующий день судья продолжил уговаривать Георгия отречься от веры, но тот стал вновь обличать заблуждения мусульман. Так продолжалось в течение недели.

Видя, что никакие уговоры не действуют на стойкого исповедника, судья отдал его на растерзание толпе, которая избивала и глумилась над мучеником. Они кричали: "Не ругай Пророка и мусульман!" Когда святой Георгий проходил мимо храма св. Софии, его увидел отец Петр. Георгий просил молитв о себе, и священник обещал выполнить эту просьбу: вместе с христианами он умолял Христа дать сил своему духовному чаду выдержать последнее испытание. Он убеждал Георгия выдержать все испытания до конца.

В центре города турки развели большой костер. Перед тем как бросить в него юношу, они еще раз потребовали отречься от веры. Получив твердый отказ, святого бросили в бушующее пламя. Непрерывно молясь, мученик получал Божественную помощь. Когда перегорели веревки, связавшие его тело, юноша осенил себя крестным знамением с Иисусовой молитвой. Увидев это, один из турков, схватив полено, запустил им в голову святого, после чего Георгий погиб.

В этот момент безоблачное небо, на котором ярко светило солнце, мгновенно затянулось облаками, и хлынул ливень. Христине громко прославили Бога и попросили у мусульманских властей разрешения забрать тело страдальца. Но турки отказали. Они собирались сжечь останки дотла, побросав в костер трупы животных и побольше дров. Но как ни старались - мощи оставались нетленными.

Все события происходили 11 февраля 1515 года (по старому стилю - прим. О.Б.) накануне Великого поста в мясопустную субботу

Среди ночи пепелище неожиданно озарилось ярким светом Свыше. Один из христиан тайно забрал останки святого и перенес к себе домой, а затем в собор великомученика Георгия.

После долгих уговоров со стороны священника Петра, мусульманский судья разрешил предать земле останки мученика. Местные христиане стали почитать святого Георгия сразу после его смерти. А духовник написал церковную службу.

Учитель-ювелир Эснаф из Средицы, у которого некогда обучался святой Георгий, избрал его своим небесным покровителем и ежегодно в день мученической кончины отмечал свой профессиональный праздник.

Через несколько месяцев было решено мощи мученика Георгия перенести в собор и хранить в раке. Это случилось 26 мая (по старому стилю – прим. О. Б.). Но священство опасалось в открытую славить и чествовать новомученика из-за гнева и расправы турок.

Поэтому открытое почитание святого состоялось лишь спустя 14 лет в русском Новгороде, с которым Балканы связывали не только духовные связи на основе православия, но и торговые отношения. По благословению архиепископа Новгородского Макария был установлен день памяти чествования св. Георгия Нового. После чего почитание святого распространилось по всей Руси. Русский монах Илия составил житие мученика Георгия.
 
 
 
      Православие в Сербских Землях...
 
    
 
 
   Митрополит Иларион (Алфеев) побывал в братской и родной по духу Сербии и рассказал в своем документальном фильме о маленькой, но многострадальной стране, ее трагичной истории, святых монастырях и храмах. 
   Как сегодня живут сербы? Какие традиции есть у этого народа? Какую роль в становлении духовности и государственности оказал великий подвижник и небесный покровитель Савва Сербский для своей родной страны? В чем особенность православного сербского праздника «Крестная Слава», который отмечается как именины семьи. Все ответы в этом фильме.
 
   
                                                                            Страницу о Сербии готовит Ольга Бычковская