ЦЕРКОВНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
 
                    Кому нужна генеральная исповедь? 
 
 
                
 
  У каждого человека свой опыт духовной жизни: кто-то с детства приобщается крестными или родителями к церковной жизни, с семи лет сознательно исповедуя свои грехи, а кто-то приходит в храм уже с огромным, как правило, тяжелым багажом жизненных невзгод и опыта, не зная, что такое Исповедь и Причастие. Генеральная Исповедь нужна таким людям, прежде всего. Это подробная исповедь по каждой из десяти Заповедей Моисея и девяти Заповедей Блаженств Иисуса Христа.
   Люди, живущие в век высоких технологий, часто забывают, что они смертны. Кажется, что всегда был и будешь, не смотря на то, что порой уходят в иной мир близкие, родные, друзья. Что «там» - мало кто хочет знать. Даже более менее праведным людям это страшно, что говорить о тех, кто долго жил неправильной жизнью, причиняя вред себе и близким. Страх возмездия в новом мире по другим законам отпугивает практически всех. Но христианин - по сути воин. Воин Света и Добра. Он должен набраться смелости и узнать, что от него потребует будущий век, когда душа  с телом разлучится.
   Святая Апостольская Православная Церковь учит нас тому, что после смерти душа проходит мытарства: то есть этапы или ступени в духовном пространстве, где на каждом, как на таможне, бесы предъявляют душе хартии его грехов в земной жизни, пытаясь не пропустить выше, низринув в ад. Ангел-хранитель, ведущий душу на поклонение Богу, предъявляет бесам добрые дела человека, пытаясь «прорваться» с ним через каждое испытание. Душа человека безмолвна в том мире и не может ничего за себя сказать. Ни единого слова. Если тут, мы любую свою оплошность оправдаем, выкрутимся, благодаря наглости и красноречию, а также гордыне и нежеланию уступить ближнему, то «там» Чаши Весов  Справедливости работают по-другому без нашего права голоса, но при непосредственном участии. Душа все видит и только ужасается. Она помнит все свои грехи и в ужасе предполагает, что дальше с ней будет... Иногда бесы врут и клевещут, тогда ангелы уже вступаются и отбивают душу из их лап...  Это очень страшное испытание, которое неминуемо для всех. Верующих, неверующих, православных, католиков, мусульман, еретиков, язычников, протестантов, атеистов... 
 
                                  
   
    В Церкви особо поминается душа в первые сорок дней после смерти. Считается, что в первые девять дней душа видит рай и его жителей, потом - ад.
Почему такое несоответствие в количестве? Потому что грехов и грешников намного больше, чем тех, кто правильно и богоугодно проводил свои дни на земле.  
    Воздушные мытарства Блаженной Феодоры - опыт старицы, проходившей мытарства после смерти подтверждает тот факт, что пройти их благодаря собственным «добрым делам» невозможно... Все мы лузеры в духовном преуспевании.  Без молитв духовника, старца или исповеди в церкви воздушные мытарства практически не пройти. Их двадцать, и многие не доходят даже же до пятого или середины, поскольку настолько не радели о своей душе при жизни.
    Генеральная исповедь - это спасительная ладья для тех, у кого нет святого старца за спиной и его горячих молитв, нет постоянного духовника, опыт исповеди ничтожен, редок, рассеян. 
   Это как генеральная уборка в квартире, в которой никогда не убирались, или редко и  поверхностно. 
  Вопросов в генеральной исповеди очень много. Придется купить тетерадь и не за один день проработать все блоки. По каждой исповеди может быть до пятидесяти наводящих вопросов. Вы можете быть в них не грешны, тогда не стоит их писать у себя в исповедальной тетради, с которой вы пойдете к священнику на генеральную исповедь. Просто нужно их прочитать, знать и никогда не совершать, сосредотачиваясь на том, что уже сделано вами против  конкретной Заповеди. Пугаться такого количества вопросов не стоит. 
Вспомните свои студенческие годы, каждый семестр вы должны были сдавать по десять предметов. Причем по каждому из них по тридцать или пятьдесят вопросов нужно было готовить. И эта «муштра» два раза в год на протяжении пяти лет происходила. В итоге, вы остались живы и с Дипломом на руках. Мучения и стресс того стоили. 
  Генеральная исповедь касается вечной жизни вашей души в ином мире, неужели она не стоит того, чтобы один раз за сорок лет, вы хорошенько перебрали «по косточкам» всю свою жизнь и «сдали скелетиков» на вечный костер, чтобы они вас больше никогда не отягощали: ни в этой жизни временной, ни  в вечной, будущей? 
  
  
   
  Одной качественной генеральной исповеди достаточно, чтобы человек вошел в церковную жизнь и уже потом, воцерковляясь, исповедовался по мере надобности с текущего момента. 
  Полезна такая глобальная исповедь тем, что во время прохождения душой воздушных мытарств, грехи, которые были исповеданы в церкви стираются у бесов в их хартиях. Представьте, вы всю жизнь сквернословили, обзывали всех, унижали, клеветали и вдруг раз - покаялись. Подробно  открыли грехи свои и очистились от них. Во время прохождения мытарства сквернословия, туча бесов будут мчаться к вам чтобы осудить и загнать в пучину адскую и вдруг, они открывают свои тома-хартии ваших грехов за всю жизнь - а там белые листы!!! Нет ни одного! Господь все изгладил. Нет их и не было никогда. Вот они тогда начинают беситься, что нет у них силы и управы на вас. Нет грехов в хартиях... Вы спокойно продвигаетесь дальше...
   К следующему уровню мытарств, а там тоже самое - чистота и красота. Нет грехов. Смыли вы все своим покаянием в церкви. Сами себя спасли. 
   Вы свободны от этих ужасов... 
   Переоценить  генеральную исповедь невозможно. Особенно это важно во дни Великого поста, когда все христиане приносят свое глубокое покаяние и в церковь приходят новые люди. Особая благодать для новоначальных совершить генеральную исповедь именно в Великий пост и пособороваться. 
    Однако, не в каждом храме можно прийти к батюшке с генеральной исповедью. Здесь за вами остается часть работы по поиску батюшки и храма, где такие глобальные исповеди проводят и приветствуют. Например, в Нижегородской епархии есть такие храмы. Каждый должен искать в своем городе или епархии, в ближайших городах области. 
 
                
 
   Вопросы исповеди за всю жизнь есть в полном объеме на сайте www.mihail-arhangel-hram.ru 
   Самое главное не бояться предстоящего труда, не стесняться и не приукрашивать свои неблаговидные поступки.   Если в детстве человек украл книжку у соседей, но при этом вспомнил, что он был беден, несчастен, голоден, что ему даже не приходилось мечтать иметь такую книжку - то есть
он оправдал свой грех... Нужно убрать все из головы и с листа кроме двух слов «украл книжку». После этого добавить: «Каюсь». Самооправдание на исповеди  и в подготовке к исповеди ни к чему! Иначе это не очищение души путем называния скверны, совершенной человеком, а некий балаган под девизом «обсудим мою нелегкую, шальную жизнь», в который втянут священник. Бесы этому только порадуются. Понятно, что новоначальному страшно называть свои грехи их именами: украл, наблудил, оскорбил, прогневался. Получается не человек, а сущий дьявол с такими поступками и жизнью. Но смысл в том, что за каждый произнесенный грех, священник молится про себя: «Отпусти ему, Господи, это пригрешение»... Именно поэтому, у некоторых людей после исповеди возникает невероятное чувство легкости и душевного подъема - он без утайки и лукавства рассказал свои грехи, и неизменно получил благодать прощения от Господа за эти грехи.
   Он был искренен, и Бог наградил его огромной благодатью и радостью о спасении.  Если вы хотите выздороветь, вы на приеме у врача должны сказать: занимался самолечением, запускал течение болезни, недобросовестно пил таблетки и т.д. Тогда у врача будет полная картина анамнеза и он с большей помощью употребит свои медицинские знания по вашему оздоровлению от недуга. Поэтому, никакой утайки во время генеральной исповеди быть не может, это не спектакль с заигрыванием или недоверием к священнику. Это Таинство Церкви. И слушает вашу исповедь Сам Бог, прощая вам ваши грехи, свидетелем которых лишь стал этот священник. Его смиренная молитва «Аз, недостойный иерей, прошу отпустить грехи рабу Божьему» - должна быть вашим успокоительным средством, что во время Исповеди священник стоит не над вами, как святой, безукоризненный надзиратель, а рядом с вами, как друг, желающий вам блага, и плачущий вместе с вами...
 
                                                                                                                                       Инна Волкова

    
    
                                 Откуда пошло крестное знамение? 
 
                                


    Возникновение в христианстве культа Креста связано с мученической смертью Иисуса Христа, которую Он принял на Кресте. Большинство исследователей считают, что обычай осенять себя крестным знамением произошел, как это ни парадоксально, от иудеев. В иудейском синагогальном богослужении времен Христа существовал обряд начертания имени Божия на челе. В книге пророка Иезекииля (Иез. 9:4) говорится о символическом видении катастрофы, которая не коснется тех, кому ангел Господень на челе изобразит определенный знак. Чтобы отнести себя к таковым, иудеи символически запечатлевали имя Божие у себя на лбу. Этим символом были первая и последняя буквы иудейского алфавита «алеф» и «тав». Со временем, ради упрощения, они стали изображать одну лишь букву «тав». Изучение рукописей показало, что в иудейской письменности того времени прописное «тав» имело форму маленького креста. Этот маленький крест и означал имя Божие. Для христианина той эпохи изображение креста на  челе означало, как и в иудаизме, посвящение всей своей жизни Богу, однако, напоминало уже не столько последнюю букву еврейского алфавита, сколько крестную жертву Спасителя. Когда же Христианская Церковь окончательно освободилась от иудейского влияния, понимание крестного знамения как изображения через букву «тав» имени Божия отошло на второй план, и со временем было забыто. Основной смысловой акцент был поставлен на изображении Креста Христова. Забыв о первом значении, христиане более поздних эпох наполнили знамение Креста новым смыслом и содержанием.
   Первый письменный источник, в котором упоминается крестное знамение, является трактат Тертуллиана "К жене" конца 2 века, в котором автор дает совет женщине-христианке не выходить замуж за язычника, потому что "тайком невозможно осенять крестным знамением свое тело и постель". Однако, как именно совершалось крестное знамение, Тертуллиан не пишет. Святые отцы 4 века, такие как Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов символически изображали Крест большим пальцем правой руки на лбу или на той вещи, которую хотели осенить. В 5 веке появляется двуперстное знамение, как знак борьбы против монофизитства - еретического учения, которое утверждало, что Христос - это только Бог, но не человек. Православные христиане (в широком понимании этого слова) стали употреблять двуперстие, как символ двойственности природы Иисуса Христа – человеческой и божественной.
Начиная с 9 века, двуперстие вытеснило собой единоперстие и стало господствующим в греческой православной церкви. В это же время появляется обычай осенять себя большим крестом, с возложением пальцев руки на лоб, живот, на правое и левое плечо. Русь приняла христианство от Византии именно тогда, когда в употреблении было двоеперстие. 
 
 
                     
   
  Обычай креститься тремя сложенными пальцами правой руки вошел в употребление в Константинополе в период между 1172 и 1274 годами. К этому времени борьба с монофизитамиуже закончилась, и двоеперстие утратило свою демонстративную функцию. Однако,оно роднило православных христиан с несторианами, которые также употребляли двоеперстие. Желая внести изменение во внешнюю форму богопочитания, православные греки начали осенять себя троеперстным крестным знамением, тем самым подчеркивая свое почитание Пресвятой Троицы. В Московской Руси троеперстие было официально введено в ходе реформ Московского Патриарха Никона в 1650-х годах. Надо сказать, что и прежде, вплоть до последнего перед Никоном патриарха Московского Иосифа (1642—1652) троеперстие имело значительную степень распространения в Северо-Восточной Руси, хотя и было осуждаемо. Для совершения троеперстного крестного знамения складывают три первые пальца правой руки (большой, указательный и средний), а два других пальца пригибают к ладони. Три сложенных вместе пальца символизируют Пресвятую Троицу. Значение двух других пальцев в разное время могло быть разным. Так, первоначально у греков они вовсе ничего не означали. Позднее, на Руси, под влиянием полемики со старообрядцами (утверждавшими, что «никонияне из креста Христова Христа упразднили») эти два пальца были переосмыслены как символ двух природ Христа: Божественной и человеческой. Это толкование является сейчас самым распространённым, хотя встречаются и другие (например, в Румынской церкви эти два пальца толкуются как символ Адама и Евы, припадающих к Троице).
 
                                                                                                                              Сабина Мельник 

 
 
                                          До чего же ты хорош, Псалтирь!
 
                              
     
  
     Удивительная книга Псалтирь! Нет смысла говорить об образности и ассоциативности языка песней этой книги, - они непревзойденны и уникальны, и отчетливо отображают время эпохи их написания. И всех их объединяет то, что они все - Христоцентричны, все обращены к Богу. 

      Условно разделяют все псалмы на четыре вида:
1) Личные сетования. В общих чертах они соответствуют молитвам о помощи в беде и несчастьи, избавлении и исцелении. К примеру, взять третий псалом: «Господи, что ся умножиша стужающии ми; мнози востают на мя, мнози глаголют души моей; несть спасения ему в Бозе его…» В таких псалмах псалмопевец изливает Богу душу свою и сердце, находясь в бедственном положении. И в тоже время Давид исповедует свою веру в Бога, провозглашая о своем полном уповании на Господа и на Его помощь:» Господь просвещение мое и спаситель мой, кого убоюся; Господь защититель живота моего, от кого устрашуся…» (Пс.26).
2) Народные сетования. Темой этих псалмов является какое – то испытание, попущенное народу и его потребность в Боге. Народ приближается к Богу, переживая трудности и скорби: "На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона…" (Пс.136). «Посла Моисея раба своего, Аарона, егоже избра себе. Положи в них словеса знамений своих, и чудес своих в земли Хамове…» (Пс.104).
3) Псалмы личного благодарения. В них псалмопевец сообщает об избавлении и обещает всегда хвалить Бога: «Благословлю Господа на всякое время. Выну хвала Его во устех моих...» (Пс.33). «Хвали, душе моя, Господа: восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь.» (Пс.145).  
4) Гимны (псалмы хвалы). Назначение гимнов есть вознесение хвалы Богу. Давид призывает других хвалить и благодарить Бога и указывает причину:» Хвалите отроцы Господа, хвалите имя Господне. Буди имя Господне благословено от ныне и до века…» (Пс.112). «Воспойте Господеви песнь нову: хваление Его в церкви преподобных.» (Пс.149).

   Примечательными также являются «песни восхождения» (Псалмы: 120 – 133). Их еще называют «псалмами паломников». Каждый псалом возвышает идущего к Богу, как бы переводит его каждый раз на ступеньку выше на гору Сион. Существует предание, что эти псалмы исполнялись восходившими для поклонения Богу к Иерусалиму в три ежегодных праздника евреев: "Иерусалим зиждемий яко град, емуже причастие его вкупе. Тамо бо взыдоша колена, колена Господня, свидение Израилево, исповедатися имени Господню"(Пс.121: 3 - 4). Выделяются в Псалтири и псалмы мессианские, пророчествующие о приближении Мессии – Спасителя. Так, например, 21 псалом еще до прихода на грешную землю Господа Иисуса Христа пророчествует о Его крестной смерти: "Обыдоша мя тельцы мнози, юнцы тучнии одержаша мя: Отверзоша на мя уста своя, яко лев восхищай и рыкай (о восстании книжников и фарисеев на Иисуса Христа)… Исчетоша вся кости моя: тии же смотриша и презреша мя. Разделиша ризы моя о себе, и о одежде моей меташа жребий" (как и в Евангелии от Луки в главе 23, стих 34 о том, как делили одежду распятого Иисуса). 

    Не обойдем вниманием и царские псалмы, в центре которых находится фигура царя – помазанника. Во втором псалме говорится о возведении царя на трон: "Аз же поставлен есмь царь от него над Сионом, горою святою его…" (Пс.2:6). О заключении Богом завета с Давидом рассказывается в 88 псалме: "Завещах завет избранным моим, кляхся Давиду рабу моему: До века уготоваю семя твое, и созижду в род и род престол твой…" (Пс.88:4-5). А 71 псалом предвещает славное царствование царя Соломона:  "Боже, суд твой цареви даждь, и правду твою сыну цареву…" (пс.71:1), хотя смысл псалма лежит глубже и пророчествует об Иисусе Христе, Владыке, рожденным Всецарем Богом.

    Не секрет, что все церковные Богослужения в православной церкви построены на пении и чтении святых псалмов, которые писались Давидом по внушению Святого Духа. Наверное, не найдется такой христианин, который бы не знал на память 26, 50 и 90 псалмы и не любил бы шестопсалмие, которое читается в церкви на Утренней службе и имеет глубокий духовный смысл (Псалмы: 3, 37, 62 и 87, 102, 142). Церковный Устав повелевает читать и слушать шестопсалмие «со всяким вниманием и страхом Божиим, яко Самому собеседующе Христу Богу нашему невидимо и моляще о гресех наших» (см. Служебник). По своему содержанию все шесть псалмов исполнены покаяния и утешения, и очень трогательно изображают душевные скорби кающегося грешника и упование его на Господа: "Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой… (Пс.3), и: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене… Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене: Вонми в помощь мою, Господи спасения моего» (Пс.37).

   Лично мне очень помогает чтение шестопсалмия дома в годины и минуты скорби, печали и одиночества, когда понимаю, что нужно пройти попущенное мне Богом испытание, и когда очень нужна поддержка Господа. Также существует молитвенное правило преподобного Амвросия Оптинского. Преподобный делится своим бесценным духовным опытом и советует во время скорби читать псалмы в таком порядке: 3, 53, 58, 142 и 101; а во время искушений: 36, 26, 90 и 39. И обязательно за скорби благодарить Бога. Можно также читать Псалтирь как требник по преподобному Арсению Каппадокийскому, изложенному афонским старцем Паисием. Преподобный Арсений использовал псалмы для благословения, подходящие к различным случаям. Особенно в тех случаях, когда не имелось церковного чинопоследования на особую потребность. Греческий первоисточник можно найти в издании «О Герон Паисиос» иеромонаха Христодула, Святая Гора Афон, 1994 год. А мы, христиане славянских народов, можем найти эту информацию в полном православном молитвослове на всякую потребу на страницах 680 – 688.

    Важность чтения Псалтири по кафизмам не станет отрицать ни один православный христианин, когда все (150 + 1) псалмы поделены на 20 кафизм. А кафизма поделена, в свою очередь, на три «Славы», на которых читается молитва – прошение к Богу о здравии живых и упокоении душ усопших людей. В монастыре на службах за недельный круг прочитываются все кафизмы. Я очень люблю читать псалмы по кафизмам и взяла за правило прочитывать по кафизме в день, как и многие православные христиане. Среди двадцати кафизм уделяется особое внимание семнадцатой кафизме, которую читают об усопших в дни особого их поминовения, а именно: в день смерти, третий, девятый и сороковой день, и на годовщину после смерти. Рекомендуется читать эту кафизму близким родственникам и благочестивым христианам. Святые отцы церкви учат, что те люди, которые непрерывно читают Псалтирь, получают откровения и помощь от Господа. У них открываются очи духовные и знание о сокровенном входит в их сердце. Спрашивается, откуда же берется мудрость в человеке? И ответ однозначен:» От Господа, сотворшего Небо и Землю…» (Пс.120:2): «Одевающему небо облаки, уготовляющему земли дождь: прозябающему на горах траву, и злак на службу человеком: дающему скотом пищу их, и птенцем врановым призывающем Его» (Пс.146: 8-9). Ибо от Бога произошло все, кроме греха.

    В минуты особого посещения Господа, когда ощущаю Его близость, то рука тянется к 41 псалму, который начинается такими словами:» Имже образом желает елень на источники водныя: сице желает душа моя к тебе, Боже» И заканчивается не менее трогательно и поэтично:» Вскую прискорбна еси, душе моя; и вскую смущаеши мя; уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего, и Бог мой». Когда считаю, что меня напрасно кто – то обижает и невидимые злые силы восстают, читаю псалом 34 и прошу помощи у Господа:» Суди, Господи, обидящия мя, побори борющия мя.  Приими оружие и щит, и восстани в помощь мою…». Очень мне близок 70 псалом, который по словам святого Афанасия написан на пользу всем, кто повинуется закону Божию, и на обличение и исправление всем преступающим: «На тя, Господи, уповах, да не постыжуся в век. Правдою Твоею избави мя, и изми мя: приклони ко мне ухо Твое, и спаси мя… Яко ты еси терпение мое, Господи, Господи, упование мое от юности моея…». А когда мое сердце наполняется чувством благодарности ко Всеблагому Богу, то читаю 20 кафизму (псалмы: 143 – 150), которая заканчивается непревзойденным благодарением 150 - го  псалма:

              «Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утвержении силы Его.
               Хвалите Его на силах Его, хвалите Его по множеству величиствия Его.  
               Хвалите Его во гласе трубнем, хвалите Его во псалтири и гуслех.
               Хвалите Его в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органе.
               Хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания.
               Всякое дыхание да хвалит Господа».

                                                  До чего же ты хорош, Псалтырь!


                                                                                                                         Наталья Миненкова


 
 
 
                                         Литургия как благодарение 
 

                                                            

   В чем заключается молитвенная жизнь Церкви? Молитвой Церковь освящает каждый день нашей жизни, каждую часть дня. Молитвой отмечает она все события, которые мы вспоминаем в течение года. Мы называем Церковь Телом Христовым и в жизни этого тела есть свой определенный ход и порядок, выражающийся в богослужениях, в смене праздников и постов, в чередовании радостного и покаянного настроения. 

   В церковном богослужении можно заметить три круга: суточный, недельный и годовой. 

  В суточный круг входят все богослужения, совершаемые в течение одного дня: вечерня, повечерие (великое и малое), полунощница, утреня, часы и литургия. 

  Из этих богослужений самое основное и важное в нашей жизни - литургия, во время которой совершается Таинство преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Господню, которых мы причащаемся. 

  Таинство причащения - главное таинство Церкви. Без этого таинства нет и Церкви. Господь Иисус Христос так возлюбил людей, что принес Тело и Кровь Свою в жертву за нас и этим победил всякий грех, всякую немощь и даже смерть. Этой любовью существует Церковь и эту любовь принимаем мы в себя, когда причащаемся Святых Таин. Мы входим в Церковь, в союз церковный не для того только, чтобы продолжать жить вместе в дружбе и любви как после смерти, так и после нашего воскресения, всегда и во веки. Господь принес Себя в жертву на кресте, не умер навсегда, а воскрес, и причащаясь, мы соединимся с Воскресшим Господом, который есть сама Жизнь и Любовь. 

  Литургия носит различные названия. Первое название - "литургия" греческое и означает "общественная служба". Литургия также называется Евхаристией, что значит "благодарение". В западной церкви она называется "мессой". 

  В настоящее время  в православной церкви совершается три чина литургии: Литургия Св. Иоанна Златоуста, Литургия Св. Василия Великого и Литургия Преждеосвященных Даров (Св. Григория Двоеслова). 

  Основа литургии, самое совершение таинства всеми апостолами совершалось одинаково, но порядок подготовки к нему каждый апостол составлял самостоятельно. Поэтому с самого древнего времени в разных церквах существовали разные чины литургии, связанные с тем или другим из апостолов. 

  Можно сказать, что литургия была первой службой, которую начали совершать древние христиане по воскресении Христа, собираясь вместе в первый день недели для преломления хлеба и совершения таинства Евхаристии. Во время преследований, совершая литургию в подземельях-катакомбах, на гробах мучеников, христиане в течение целой ночи готовились к великому и страшному таинству. Даже в те древние времена, когда прямо от повседневной будничной жизни переходили к таинству причастия. Позднее, когда кончились гонения, и христиане могли свободно собираться для богослужений в любое время, вся эта подготовка была разделена на несколько служб. Такими древними службами и были вечерня и утреня. 

  Церковные сутки начинаются с вечера (в истории сотворения мира говорится: "и был вечер, и было утро - един день"). Поэтому первым богослужением каждого дня является вечерня накануне его. Утреня совершается рано утром. Накануне же воскресных и праздничных дней: Вечерня, Утреня и Первый Час соединяются в одно богослужение, которое называется Всенощной или Всенощным Бдением, потому что в древности это богослужение длилось, как уже упоминалось, всю ночь. 
 
                                                                                                                                О.Бычковская
 
 
 
 
 
 
  
 
Пастырская страница