"Усопшим нужны не поминки,
                                     а молитвы и добрые дела"

 

  

 Когда уходят близкие люди, мы часто бываем буквально раздавлены горем, испытываем чувство вины перед усопшим. О том, как по-христиански помянуть усопших родных и близких, найти в себе силы жить после смерти дорогого человека рассказывает настоятель Свято-Михайловской церкви г.Витебска иерей Владимир Артёменко:

- Зачем установлены родительские поминальные субботы?

- После смерти близкого человека иногда мы переживаем, что недодали любви, внимания ему при жизни. Это можно исправить, заботясь о душе покойного через молитвы и добрые дела в память о нем. Ведь даже смерть не препятствует проявлению действенной любви к тем, то покинул нас в земной жизни.

- Что такое панихида, проскомидия, сорокоуст, лития. Расскажите вкратце о сути этих церковных поминальных священнодействий?

- Сорокоуст - это молебен, который совершается священником в храме каждый день на протяжении сорока дней. Сорок - символичная цифра: Спаситель одержал победу над дьяволом, пробыв сорок дней в посте и молитве. Через сорок дней после Воскрешения Господь вознесся на небеса. Церковь молиться о том, чтобы и почивший христианин также стал победителем дьявола.

Панихида – молитва священника об умерших. Эта служба может совершаться в храме, на дому, у могил. Чтобы заказать панихиду, сорокоуст и проскомидию необходимо в храме заполнить записку, где в столбик по одному указываются имена почивших православных христиан в родительном падеже. Напомню, что в записках нельзя писать иноверцев, некрещеных и самоубийц (за исключением душевнобольных, на отпевание которых дано разрешение правящего Архиерея)

Проскомидия – это часть Божественной Литургии, на которой священником в алтаре молитвенно поминаются живые и ушедшие в мир иной православные христиане.

Лития – поминальная служба, совершаемая священником. Она короче, чем панихида и в переводе с греческого переводится как «усиленное моление».

Молитвенно поминайте не только ближайших родственников, но и весь свой род, всех, кто делал нам добро, поддержал, научил. Молитесь о соседях, недругах - ведь возможно, мы единственные молитвенники за кого-то в роду этих людей.

В книге «Современные старцы Святой Руси» рассказывается об отце Павле (Груздеве), который всегда молитвенно поминал всех, о ком некому молится словами: «Помяни, Господи, тех, кого помянуть некому нУжды ради». Однажды во время клинической смерти, на операционном столе, побывав на том свете, он увидел помимо знакомых огромное количество людей, которых совершенно не знал. Ему ответили, что это те, о которых он предстательствовал как единственный молитвенник.

- А если неизвестно, жив ли человек, например, пропал без вести, как о нем молится?

- Как за живого, потому что у Бога все живы. "Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы" (Лк. 20, 38).

- Где лучше провести поминки: дома или на кладбище?

- По церковным правилам вначале усопших молитвенно поминают в храме. Традиционные блюда поминального стола - кутья, крашеные яйца и куличи на Радоницу, блины или любую выпечку, кисель (но не мясо!) - приносят в церковь на панихиду. Также можно жертвовать муку, из которой в трапезной при храме выпекают просфоры. Единственное, в пост на помин надо приносить постную еду. Часть принесенного, кроме кутьи, следует оставить в храме в качестве пожертвования.

Хоть и нет категоричного запрета Церкви на поминальную трапезу на кладбище (только не стоит раскладывать скатерть с едой на самом могильном холме), все же поминки лучше провести дома, чем возле могил.

Поминальной трапезе предшествует молитва домочадцев о упокоении усопших родных и близких. Первым блюдом, которое по праву родства и близости к покойному сначала едят родные и друзья, является кутья (мать каши) – отваренные зерна пшеницы с медом или риса с изюмом. Зерна здесь символизируют будущее воскресение усопших; пшеница, брошенная в землю, сначала истлевает, а потом возрастает и приносит плод. А мед, как и любые сладкие добавки к кутье, является символом сладости и блаженства праведников в Царствии Небесном.

Однако не стоит превращать поминки в шумное собрание родственников, пришедших обсудить последние новости, выпить и вкусно поесть. Главное – наша добрая и молитвенная память о тех, кто ушел в вечность.

- Как вести себя на кладбище?

- Придя к могилам, нужно зажечь свечу, помолиться об усопших. Навести порядок на месте захоронения. Обычно могилы прибирают накануне больших праздников: Радоницы, Пятидесятницы. Но если такой возможности нет, не будет особого греха в том, чтобы прибрать могилу и в сам праздник.

 По правилам Карфагенского собора запрещается устраивать на кладбищах пьяные пиршества, а тем более лить водку на могильный холм. Это не только оскорбляет память почивших, но и причиняет им дополнительные мучения. Пословица гласит: «Кто покойного водкой поминает, тот ему великие муки уготовляет». Мы должны помнить, что тем, кто уже завершил свой земной путь, требуется не еда, а наши добрые дела и усиленные молитвы, которые принесут умершим облегчение и надежду на лучшую участь в вечности.

- Некоторые люди оставляют еду на могилах…

- Лучше отдать ее нуждающимся как милостыню за усопших. А вот обычай ставить на могилу рюмку водки «для умершего» - это пережиток язычества, который не должен соблюдаться христианами.  

- Как относится к тому, что могут сниться усопшие родные?

- С осторожностью. Но обычно сны с ушедшими в мир иной родными часто говорят о том, что им не хватает христианского поминовения. Нужно усилить молитву, заказать сорокоуст, чаще творить добрые дела в память об усопшем. Тем более все это необходимо делать, если человек обращается во сне с просьбой молиться о упокоении его души.

- А если умерший человек сниться и говорит о блаженной загробной участи?

- Все равно продолжать молиться за человека. Такие сны могут посылаться темными силами, чтобы отвлечь нас от молитвы. Церковь не молиться о упокоении людей, которые канонизированы, т.е. официально признаны святыми. Но даже до канонизации праведников, чья благоприятная участь не вызывала сомнений, о упокоении их душ молились многие верующие. Даже если душа человека в раю, там есть свои степени блаженства. Чем больше молитв и милостынь, тем легче и лучше ему в мире ином.

- Как быть, если не знаешь, был ли крещен усопший?

- Разделяю мнение о Владимира Вигилянского по этому поводу. Если у человека была вероятность приять крещение, можно молится о нем как о крещеном, памятуя слова Блаженного Августина: "Лучше ошибиться в любви, чем в ее отсутствии". Если человек все же был некрещен, Бог не осудит нас за эту молитву, а вменит ее за того человека с этим же именем, о котором некому молиться.

- Что вы скажете как священник людям, которые глубоко и тяжело переживают смерть?

Разумно печалится. Хочется поплакать - поплачьте, но не надо впадать в глубокую скорбь. Ведь даже усопшие могут вразумлять - одна женщина, потерявшая дочь в цветущем возрасте, никак не могла смириться с этой потерей: приходилась каждый вечер на могилу, падала и рыдала часами. Так продолжалось до тех пор, пока она не увидела во сне свою дочь, которая несла два тяжелых ведра воды и сказала: "Это, мама, твои слезы, видишь как мне тяжело". После этого мать перестала убиваться от горя.

Потерявшим родным я советую почитать книгу Феофана Затворника Спасение в семейной жизни", где он находит нужные слова утешения в смерти близких. Он говорит о том, что Господь забирает младенца как маленького ангела и молитвенника в раю. Иногда смерть детей попускает во благо, чтобы впоследствии оградить ребенка от скорбей или дурного влияния.

Чтобы тоска об ушедших родных не надламывала, чаще вспоминайте слова афонского подвижника Паисия Святогорца: «Молитва за усопших необходима, прежде всего, нам самим. Потому что, когда уходит близкий человек, у нас возникает естественное чувство утраты, и от этого мы глубоко страдаем. Но тот человек продолжает жить. Только он живет в другом измерении, потому что перешел в иной мир. Чтобы связь между нами и человеком, ушедшим от нас, не разорвалась, - мы должны о нем молиться. Тогда мы будем чувствовать его присутствие, ощущать, что он не ушел от нас, что наша живая связь с ним сохраняется».

Верующим людям, конечно, легче переносить смерть. Чем крепче и глубже вера, тем легче временная разлука. К смерти надо относится как переезду в иное место, переходному состоянию. Это временная разлука. И наша задача - людей, еще живущих, - изменить загробную участь усопшего на более благоприятную и свою душу подготовить к Вечности, чтобы после Суда не разлучаться друг с другом.

Даже такая наша маленькая жертва как свеча за упокой приносит огромную радость и облегчение нашим усопшим. Ведь молитва - это адвокат перед Богом.

 

Беседовала Ольга БЫЧКОВСКАЯ

 

Молитва о упокоении

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения: вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

 

 

 

 

 

 

 
               Епископ Питирим: «Я – не сторонник
                  искать каких-то чудес».
 
           

   Ожидать ли чудес от Бога? Почему и зачем Господь посылал чудеса святым пророкам? Зачем плачут иконы? Что нужно исполнять православному христианину, чтобы оставаться верным Богу? Какие есть чудеса в Церкви, которые мы не замечаем? Какое отношение Церкви к чудесам? На эти и другие вопросы нам ответил владыка Питирим (Волочков), епископ Сыктывкарский и Воркутинский.

- Владыка Питирим, что говорит Священное Писание и святые отцы о чудесах? Зачем и кому посылаются чудеса Богом?
- Церковь не призывает нас ждать чудес от Бога, но и не отрицает Божественных явлений. Ведь, что такое чудо? Это запредельное явление по человеческим меркам, т.е. явление, не имеющее границ, пределов. В таких случаях Законы Божии как-бы отменяются. Например, в Книге Судей есть такой эпизод, как Гедеон, чтобы не обольститься, просил у Бога знамения в подтверждении того, что именно его, слабого мужа, Бог избрал для защиты израильского народа от мадианитян. И Бог явил ему такое знамение: руно (шерсть), которую Гедеон расстелил на земле на ночь, стала мокрой, а земля вокруг была сухой; а в следующую ночь наоборот: земля вокруг шерсти была мокрой, а руно оставалось сухим. Гедеон поверил знамению и победил вместе с 300 израильтянами войско мадианитян и амаликян, которых было великое множество, «как саранча» (Суд.6-8).
   Почему Бог избрал Гедеона? Потому что у него была вера в Бога. Именно для укрепления веры Бог являет Свои чудеса. Еще множество примеров проявления чудес Божиих мы встречаем в Священном Писании. Это и восхищение пророка Илии на небо на огненной колеснице (4 Цар. 2:11), и необожжение трех вавилонских отроков Анании, Азария и Мисаила в огненной печи (Дан.3: 22-26, 46-51) и другие чудеса. Для людей, далеких от Бога и церкви, чудеса не могут иметь божественное происхождение, а посылаются от лукавого, чтобы прельстить человека и ввести его еще в большее заблуждение.
- Ланчанское чудо, когда на Евхаристии хлеб и вино преобразилось в Тело и Кровь Христа, можно ли считать чудом, и каково отношение Православной Церкви к этому событию?
- Для священника  грех требовать таких чудес от Бога для укрепления своей веры. Это нарушение заповеди: «Не искушай Господа Бога твоего»(Втор.6:16; Мф. 4:12; Лк.4:12). Церковь осуждает такие поступки, хотя такие явления происходили и в православной церкви, не только в католической. После того, как вино и хлеб претворяются в Тело и Кровь Христово, священнику нужно молиться и ждать, когда произойдет обратный процесс, чтобы принять святые дары.
   Неразумное требование от Бога различных проявлений есть большой грех.  Взять к примеру, Терезу, которая обращалась ко Христу:» О, Жених мой! О, Муж мой!» Такое отношение и требование к Богу наша церковь не понимает и не принимает.
- Как относиться христианам к мироточению икон? В каких случаях происходит мироточение?
- Икона в церкви может мироточить, чтобы послужить мобилизации для священника, клира и прихода. А может иметь узконаправленное значение. Когда мироточит икона, то обычно у этой иконы служатся молебны и акафисты. Но если икона долго мироточит, то нужно быть внимательным. Обычно прихожане крестятся, проходя мимо мироточащей иконы, но не придают этому большое значение. А когда произойдет нужное событие, ради которого и мироточила икона, тогда она перестает мироточить. Главное в таких случаях – не похвалить и не похулить. Во всем должна быть норма. Такое отношение к мироточению я считаю правильным. Чудеса происходят по милости Божией, а специально ожидать их не нужно.
- Случалось ли мироточение в Вашей епархии с дальнейшим прославлением иконы?
- Да. Такой случай был. Я тогда еще не был епископом. В 1994 году в Печорах, когда мы строили женский монастырь, замироточила икона Пресвятой Богородицы «Скоропослушница». Мы молились у этой иконы. Нас было более 60 человек и всем хватило мира, чтобы помазать лоб, за исключением одного человека. Тогда я продолжил молиться и на иконе появилась еще одна капелька мира. Тогда я помазал лоб этого человека. Об этом событии мироточения мы сообщили в Синод и назначенная комиссия рассмотрела этот случай и признала сей образ Пресвятой Богородицы «Скоропослушница» чудотворным, назначив дату мироточения 18 июля днем почитания этой иконы.
- С чем это было связано? Какова причина мироточенияиконы?
- Наверное, со строительством монастыря в честь иконы Скоропослушница. Нам не хватало средств для продолжения строительства и мы молились Матери Божией у Ее иконы. 
- Какую «проверку» Церкви должно пройти чудо, чтобы Церковь признала его действительно таковым и вписала в свою святую историю?
- Когда происходит такое событие, мы пишем рапорт в Синод и Синод назначает комиссию для исследования и рассмотрения данного явления. Производится опрос свидетелей чуда, собирается информация и потом выносится решение. 
- Были ли в Русской Православной Церкви ошибки в причислении к лику святых обычных людей?
- В РПЦ таких случаев не было. Каждой канонизации предшествует долгий и тщательный процесс исследования жития святого. Иногда по нашим мерках слишком длительный: должны пройти годы, десятилетия. Давайте вспомним, когда был канонизирован преп. Серафим Саровский? Через 100 лет. Наших местночтимых святых Герасима, Питирима и Иону, живших в 14 – 15 столетиях канонизировали спустя 150 лет, точнее 29 января по старому стилю или 11 февраля по новому стилю в 1607 году. Хотя местное почитание этих просветителей северо-восточных земель началось раньше.  А вот в Греции были случаи деканонизации. Когда-то греческая церковь причисляла к лику святых всех императоров и императриц без исключения, что было неправильным и поспешным решением. Поэтому со временем многих из них деканонизировали.
- Существует ли в Церкви классификация чудес? К примеру, градация на "слабые", "средние" и "явные"?
- Такого строгого разделения нет. Можно выделить большие чудеса, как схождение святого огня на гроб Господень, и малые, когда ребенок потерял ручку и не может найти, а потом помолился и сразу же нашел. К тому же, существуют общепризнанные чудеса в Православной Церкви, которые служат укреплению веры воцерковленных и невоцерковленных христиан: чудо Крещенской воды, схождения огня в день Пасхи на гроб Господень, зачатие и рождение младенца Христа от Девы Марии, мироточение икон, семь церковных Таинств, а также монашество, когда человек настолько уверовал, что Бог его призвал и утвердил в вере в таинстве монашества. Евхаристия для меня самое главное чудо, которое Господь даровал нам, когда хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христа.

-Владыка Питирим, были ли в Вашей жизни чудеса? Верите ли Вы сами в чудеса?
- Да, я верю в чудеса, но их не жду. Я – не сторонник искать каких-то чудес. Когда я служил в армиив Архангельской области, то в конце службы задался вопросом: оставаться ли мне на Севере, или уезжать на Родину, на Кубань. Мой духовник с Кубани умер за 4 месяца до моего возвращения и меня мучил этот вопрос. Я молился и, когда уснул, то почувствовал, что кто-то меня легонечко толкнул, чтобы разбудить. Я пробудился с мыслью: «Зачем?» И почувствовал приятный аромат ели. Это и был ответ на мой вопрос, и после службы в армии я остался служить Богу и людям на северной земле, о чем никогда не сожалел, и служу в священном сане уже 33 года.

- В начале 2014 года в прессе была информация о том, что в Стефановском кафедральном храме Сыктывкара обильно замироточили иконы. Можем ли мы связать это мироточение с событиями на Украине?
- Думаю, что можем. Тем более замироточили иконы местночтимых новомучеников и исповедников. В нашу Республику приехало множество беженцев из Украины, которых мы гостеприимно принимаем и помогаем всем, чем можем. Как когда-то, во времена Советского Союза, в Коми приехало и проживало более 20 тысяч болгар. Мы даже приняли решение построить для них церковь и служить службы на болгарском языке. Была такая советско-болгарская дружба. Хочу отметить, что народ Коми очень гостеприимный.

-Владыка Питирим, при каком Евангельском чуде Вы бы хотели присутствовать, если бы была такая возможность?
- Тайная Вечеря. Тогда же Иисусом Христом было установлено таинство Евхаристии. Что может быть дороже, чем находиться среди верных Христу!
- Есть ли сейчас среди нас святые?
- «Иисус Христос  вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13:8). Старцы были и будут до конца мира. К примеру, наш Святейший Патриарх Кирилл, Митрополиты и Епископы Церкви… Это старцы по знанию, опыту и по различению истекающей информации.
- И последний, личный вопрос к Вам, Владыка Питирим. Вы пишете духовые стихи. Как это произошло, и считаете ли Вы это чудом Божиим?
- Это случилось в прошлом году на Страстную Седмицу. До этого я стихи не писал, поэтому могу считать это для меня чудом. На Страстную Седмицу приходится много служб и мне захотелось как-то еще прославить страдания и страсти Христа. Тогда я написал 12 стихотворений по этой тематике. Но задумка была иная: обратиться к священству и мирянам, чтобы все, кто может, об этом тоже написали. Но реакции не последовало. Тогда я задумался и стал молиться, чтобы Бог мне открыл, для чего мне послан этот дар. Замечу, что после этих 12 стихотворений я более не писал. Только 22 мая того же года в День святителя Николая Архиепископа Мир Ликийских Чудотворца я снова стал писать и пишу стихи по сей день. Я понял, что этот дар послан лично мне. Духовная поэзия в наше время востребована. Я не считаю себя по призванию поэтом, а епископом, и хочу отметить, что мои стихи – это тоже проповедь. Духовные стихи – это один из видов проповеди. Через них читатели получают духовное исцеление и духовную пользу. В своих стихах я проповедую Слово Божие.
    
От автора

Из более чем 350 стихотворений преосвященнейшего Питирима епископа Сыктывкарского и Воркутинского мы выбрали одно, которое наиболее соответствует теме нашей беседы.

                            
                                                                   Любить – это…
Любить – значит быть в послушанье пред Богом, про самость свою позабыть.
Любить – не играя, как роли в театре, а внутренне праведным быть.
Любить – это веру, надежду лелеять, пока не сподобишься знать.
Любить – это людямдобра и успеха от сердца всего пожелать.
Любить – это значит и Богу, и людям с улыбкой любви предстоять,
Тем самым злопамятства, зависти, гнева и жадности тьму побеждать.
Любить – это значит Христовы заветы, принудив себя, исполнять.
Любить – значит жизни своей не жалея идти за Христа пострадать.
Любить – это гордость в себе чрез смиренье примером Христа побеждать.
Любить – значит солнцем, водою и ветром – всем добрым для ближнего стать.
Вот жизненный принцип, положенный Богом. Смертельно его нарушать.



                                                                                                              Беседовала Наталия Миненкова

 
 
                                     Милости хочу, а не жертвы
     
                                
     
    Почему Бог принимает жертвоприношения от одних и игнорирует от других? Как правильно творить милостыню? Как понять, что твой дар угоден Богу? Зачем подавать на храм и помогать просящим? В чем заключается смысл жертвоприношений Авеля и Каина и какой урок должен усвоить современный христианин? На эти и другие вопросы отвечает протоиерей Роман Матюшенко, настоятель Киевского храма свв. мчч. Адриана и Наталии.
  
- Отец, Роман, поясните, пожалуйста, что означает в православном разумении "жертвовать на храм»? Можно ли сравнить это, например, со спонсорской деятельностью в обществе?
- Жертвовать на храм означает поддерживать общину в ее миссионерской и социальной деятельности. Жертва не обязательно может измеряться деньгами, это может быть и свободное время отданное служению ближнему, это могут быть и силы, отданные для блага ближнего.

- Чем отличается светский гуманизм от православного милосердия?
 
- Православное милосердие совершается ради Христа, и каждого человека, потому что он есть образ Божий.
 
- Господь говорит:"Милости хочу, а не жертвы"(Мф.9:13). О какой милости говорит Господь? О подаянии? Что говорит Святое Писание и Предание о милостыни?
 
- Чтобы ответить на эти вопросы, давайте обратимся к апостольской традиции и уясним суть темы. Древний памятник церковной письменности, «Дидахе, или Учения двенадцати апостолов», датируемый концом - началом II в.н.э. и открытый в XIX в. говорит: "пусть милостыня твоя запотеет в руках твоих, пока ты не узнаешь, кому дать" (гл. I ст. 6).
Святитель Иоанн Златоуст говорит: "Милостыня совершается не только деньгами, но и делами. Так, например, можно ходатайствовать, можно подать руку помощи; часто в делах ходатайство помогало даже больше денег.
Итак, приведем в действие в настоящем случае все роды милостыни. Можешь деньгами? Не медли. Можешь ходатайством? Не говори, что у тебя нет денег; это ничего; и то значит весьма много, будь так расположен, как бы ты подавал деньги. Можешь услугою? Сделай и это. Например:ты врач по званию? Позаботься о больных; и это много значит. Можешь советом? Это – гораздо важнее всего; совет тем лучше и выше всего, чем большую он приносит пользу: им ты избавляешь не от голода, но от лютой смерти. Им и апостолы были особенно богаты; поэтому раздачу денег они вверили низшим, а сами пребывали в служении слову (Деян.6:1-4). Или, думаешь ты, не велика будет милостыня, если душу, предавшуюся унынию, находящуюся в крайней опасности, одержимую пламенем (страсти), можешь освободить от этой болезни? Например, ты видишь друга одержимого сребролюбием? Окажи милость этому человеку. Он хочет удавиться? Угаси пламень его. А что если он не послушается? Ты делай свое дело и не ленись. Видишь его связанного узами (сребролюбие ведь – поистине узы), приди к нему, посети его, утешь, постарайся освободить от уз. Если он не согласится, сам будет виноват". 
 
- Можно ли подавать милостыню людям ленивым, уклоняющимся от работы, одним словом, недостойным?
 
-Святитель Иоанн Златоуст говорит: "Милостынею потому и называется, чтобы мы подавали и недостойным. Милующий не исправного, а согрешившего милует; исправный достоин похвал и венцов, а грешник милости и снисхождения. Таким образом, мы и в этом будем подражать Богу, если будем подавать и порочным. Подумай, сколько живет во вселенной злословцев, преступников, волшебников, исполненных всякого зла; но и их Бог питает каждый день, научая нас простирать благотворительность на всех. А мы поступаем совершенно напротив. Мы отвращаемся не только от злых или дурных людей, но, когда подойдет к нам человек здоровый, подвергшийся бедности или по справедливости, или по свободе,или, может быть, и по лености – допущу и это, – то мы, осыпав его порицаниями, бесчестиями и бесчисленными шутками, отсылаем его с пустыми руками, понося здоровье, укоряя леность, требуя отчета. Неужели на это ты поставлен, человек,чтобы необдуманно обвинять и укорять нуждающихся? Бог повелел миловать и исправлять их бедность, а не требовать отчета и презирать. Или ты хочешь исправить их образ жизни, отвлечь от лености, и на дело подвигнуть ленивца? Ты наперед подай, и тогда укоряй, чтобы строгость не навлекла на тебя подозрения в жестокости, но чтобы тебе получить славу человека попечительного. Кто не подает, а только укоряет, от того бедный отвращается, того ненавидит, на того даже смотреть не хотел бы; и весьма справедливо, так как он думает, что укоризны происходят не от попечительности, а от нежелания подать, как действительно и бывает. А кто укоряет после подаяния, тот делает свое увещание удобоприемлемым, – потому что высказывает порицание не по бесчеловечию, а из попечительности".

- Любые ли пожертвования принимает Господь? Или, все же, есть случаи, когда Бог не принимает жертвоприношения?
 
- Вопрос серьезный и снова возвращает нас к Священному Писанию. В Книге Бытия мы читаем: Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его (Быт. 4:3-5). Святитель Иоанн Златоуст по поводу этих жертвоприношений сказал: Смотри, как создатель природы вложил в совесть познания. Кто его, Каина, привел к мысли принесения жертвы Богу? Никто другой, как только познания, вложенные в совести. 

- Но как принесли братья жертвы Богу? Почему Он принял жертвоприношение от одного и не принял от другого брата? В том ли дело, что дары принесены разные, или дело в другом? 

- В Книге Бития далее написано: И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним (Быт. 4:6-7). Итак, имеем два различных отношения к жертве: отношение Каина и отношение Авеля.

- Нуждается ли Бог в жертвоприношении?

- Ответим, как учили святые отцы: Бог не нуждается в жертве, но для человека важно показать свою признательность. У Него не прибывает и не убывает от наших жертв. Господь всегда Один и Тот же. Но в этом нуждаемся мы с вами. Мы должны выразить Ему свою признательность. Чем выразить признательность? Что есть у древнего человека? – Пища, которая доставалась ему ценой невероятных усилий. И когда человек жертвовал от своей пищи, это была для него большая жертва. 

- И вот Каин приносит от плодов земли дар Господу. Что, именно, приносит он и что говорит нам Святое Писание?

 -   В Библии не сказано об этом. Но когда Авель приносит свой дар Господу, то мы видим, что он берет от «первородных стада своего и от тука их», то есть лучшее из лучших. Важный момент заключается в том, ЧТО мы приносим в жертву Богу и КАК мы это делаем. Важно всецело отдавать себя на служение Богу, ибо Он один только и заслуживает этого. 
 
- Делал ли Каин свое жертвоприношение по неведению своему?

- Неверно думать, что Каин сделал небрежное жертвоприношение по неведению своему. Хотя в то время еще не были писаны законы Моисеевы, но у людей уже были все основные знания. Сам Бог научил людей этим знаниям в раю, как говорит древнее предание. Неверно также думать, что характер жертв братьев определялся только плодами их трудов. И Каин, и Авель могли принести Богу любую жертву – как кровную, так и бескровную. Достаточно было обратиться им друг к другу и попросить недостающее для жертвы. Весь вопрос в том, кто из них КАКУЮ жертву принял для себя как необходимую для приношения Господу. 

-  Значит, есть различия в качестве жертвоприношений. Есть «мирная» жертва и «кровавая» жертва. Об этом говорится в Святом Писании. В каких случаях приносилась Богу та и другая жертва?

- Мирная жертва - без пролития крови. Она приносилась за незначительные проступки: помыслы, настроения, прегрешения. Кровная же жертва всегда приносилась за смертный грех. Жертвенное животное, умерщвляемое при жертвоприношении, как бы заменяло собою человека, совершившего смертный грех и подлежащего умерщвлению. То есть, мы видим, что выбор вида жертвы – это, в первую очередь, ОСОЗНАНИЕ человеком степени своей греховности. 

- Какой же смертный грех совершил Авель, принесший кровную жертву? 
 
- Авель принес кровную жертву не только за себя, но и за своих родителей – Адама и Еву. Он знал, что их грех заключается не в том, что сорвали плоды, а в том, что поверили змею и диаволу больше, чем Богу. Совсем по-иному рассуждает Каин. Он считает свои грехи незначительными. Позиция Каина, надо прямо сказать, сейчас самая распространенная. Приходит человек в храм и говорит: “Батюшка, вот в этом согрешил, а так особых грехов нет – часто исповедуюсь, причащаюсь, в общем, жизнь нормальная”. Отсюда следует не то, что люди мало грешат, а то, что они духовно не просвещены, не знают, что такое грех, и не видят его. Нет праведного ни одного. В Писании сказано: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 1, 8). Святой апостол Иаков говорил:» Все мы много согрешаем» (Иак. 3:2). Грех – это серьезная, глобальная проблема.

- О. Роман, а в каких случаях Бог принимает жертвоприношение?

 - Если продолжить чтение Книги Бытия, то далее в Библии написано: И призрел Господь на Авеля и на дар его. А на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. 
 
- Что значит «призрел на дар его»? 
 
- По истолкованию Кирилла Иерусалимского и других отцов Церкви, «призрел» – это значит принял. С неба сошел огонь Божий, который принял жертву. Жертва Авеля была принята, а жертва Каина – нет, как он ни старался разжечь свой жертвенник. И Каин действительно огорчился. Он, все же, хотел принести жертву, пусть не такую серьезную, как Авель, но хотел. А Господь не принял ее вовсе. 
Как часто бывает подобное в нашей жизни. Человек хочет получить милость Божию, лишь формально исполнив ряд условий. Три дня попостился, вычитал каноны, исповедался – и он готов к принятию Святых Христовых Таин. И вот Каин огорчился, действительно сильно огорчился. И к нему явился Сам Господь Бог и сказал:» Почему ты огорчился? И отчего поникло лице твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним «(Быт. 4:6-7). Это очень важный библейский текст. Бог является к Каину, а не к Авелю – праведному человеку, который сделал все, как положено, не только внешне, но и внутренне. Бог является к тому, кто огорчился, кто все понимает неправильно, Он пытается вразумить того, кто имеет гнев на брата своего из-за разного отношения Господа к их жертвам, кто находится на пути к убийству. Впервые на земле появилась ЗАВИСТЬ в сердце человека.

- Бог пришел в этот мир спасать не праведников, а грешников. 

- Именно. Господь предлагает Каину не просто совершать добрые дела, но и активно противиться злу. А разве нас не останавливает Господь, когда мы совершаем те или иные грехи? Разве Он не говорит нам через нашу совесть, проповеди и наставления наших духовных отцов, когда мы неправильно поступаем? А разве не написано все это в Священном Писании? 
Но Каин не слушает голос Господа. Он ожесточился. Он задумал убить брата: «И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (Быт. 4:8). Авель убит. Каин спешит домой, но опять является ему Господь:» И сказал Господь [Бог] Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?» (Быт. 4:9).

- Богом сделана еще одна попытка вернуть Каина к Себе, направить его на путь покаяния. 

- Конечно, Господь знает, что случилось с Авелем, но Он дает Каину, как ранее Адаму, возможность в ответе своем раскаяться, попросить у Бога прощение за содеянное. Но что Он слышит в ответ? – «Не знаю; разве я сторож брату моему?»
 
- Можем ли мы считать, что Каин был подвержен греху из-за своих родителей, Адама и Евы?

-Когда Каин приносил мирную жертву, он считал, что не имеет отношения к греху своих родителей. Но мы видим, что он не только заражен грехом своих родителей, но и последствиями этого греха! Когда с Адамом и Евой произошло грехопадение, они тоже потеряли рассудок, думая, что от Бога можно скрыться в кустах, «между деревьями рая». Так и Каин считает, что если в момент убийства брата он не видел Бога, то и Бог не видел его, и Его можно обмануть. И «сказал [Господь]: Что ты сделал? голос брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле « (Быт. 4:10-12). 

- Каин был разоблачен Богом. 

- Зло всегда бывает разоблачено.

-В современном мире можно ли спастись только милостыней? Может, это и некорректно звучит, ночто взамен получает человек, творящий милостыню, от Бога, Церкви, людей? 

- Милостыня – одна из основных добродетелей христианина. Господь в Нагорной проповеди говорит: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф 5. 7). Т.е. от нашей милостыни зависит, будем ли мы, грешные люди, помилованы Богом. В понятие милостыни входят не только материальные вещи, но и чувства, настроение, расположение, с которыми человек подает милостыню.

- Какую милостыню Господь Бог ждет от нас?

- Когда речь идет о размере милостыни, уместно вспомнить Евангельский сюжет о лепте вдовы. Господь был в Иерусалимском храме и, остановившись у сокровищницы, куда собирались пожертвования, наблюдал. Подходили богатые люди, клали большие суммы денег. Подошла бедная вдова и пожертвовала всего две лепты. Господь же сказал ученикам: «Эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое» (Мк 12. 43-44). Бог ждет от нас посильную добровольную милостыню.

- Можно ли классифицировать милостыню? Какие виды милостыни определяет Церковь?

-Церковь выделяет два вида милостыни – материальную и духовную. Причем духовная милостыня значительно важнее. В основе и материальной, и духовной милостыни должны лежать любовь и сострадание к человеку. Если с такими чувствами мы подадим милостыню, не думая о том, на какие нужды она будет использована, данное нами непременно послужит на пользу и нуждающемуся человеку, и нам самим.

-Милостыня материальная всем известна. Каждый христианин обязан в меру возможностей, и, конечно же, в меру своей веры, материально помогать нуждающимся людям и жертвовать на храм. Что означает «духовная милостыня»?

– Милостыня духовная, к сожалению, в наше время менее распространена. Что к ней относится? Во-первых, молитва за человека. Например, обратился к вам человек с какой-то бедой, с какой-то проблемой, но вы чувствуете, что не можете оказать ему существенной материальной помощи. Тем не менее, вы способны свое сострадание и соучастие этому человеку выразить через молитву. Богу ведомо, кто в чем нуждается. Поэтому не обязательно в молитве называть конкретную просьбу. Нужно просто помолиться за человека, чтобы Господь помиловал его. Милость Божия проявится в том, в чем он сегодня нуждается.

-Может ли просто добрый совет быть воспринят как «милостыня»?

- Да. Совет, вовремя поданный, также является духовной милостыней. Когда человек делится своим опытом, как правильно жить, как правильно что-либо сделать – и это будет духовной милостыней.Еще милостыня может выразиться в добром слове. Приснопамятный архимандрит Павел (Груздев) любил повторять: «Ласковое слово и в мороз согреет». Когда человек находится в сложном положении, он особенно нуждается в ласке и внимании. И если нам говорят ласковое слово от любящего сердца, оно дает положительный духовный заряд, импульс, который вдохновляет и подкрепляет нас, что сопровождается радостью и духовным подъемом. Сострадание и соболезнование – вид духовной милостыни, когда у человека какая-то беда, может быть, он потерял дорогого, любимого человека, или страдает от болезни. Молитва за усопших тоже является духовной милостыней.

- И в заключении нашей беседы, какой совет Вы могли бы дать современному православному христианину?

-Я хотел бы еще раз возвратиться к притче о бедной вдове. Богатые люди, как говорит Сам Господь, жертвовали от избытка, а бедная женщина положила всего две лепты. Но Господь смотрит не на количество положенного, а на его качество, точнее – на то, с какими чувствами, с каким расположением дана жертва. У кого-то сегодня есть возможность дать милостыню в несколько тысяч, и от этого никак не оскудеет его карман, а для нуждающихся людей и десять рублей – существенное пожертвование. Поэтому, когда человек совершает милостыню, он не должен равняться на кого-то. Главное, милостыня должна быть сопряжена с христианским чувством любви и желанием помочь.
Вопрос о милостыне, братья и сестры, очень не простой. Милостыня может быть маленькой, но Богу приятной и людям полезной. Она может быть в денежном измерении большой, но ни Богу неприятной, ни людям неполезной. Все определяет, с какими чувствами и расположением человек подает милостыню.


                                                                                                              Беседовала Наталия Миненкова


                                              

                              Протоиерей Владимир Артеменко: 

          "Исповедь возвращает утраченную

             гармонию через примирение с Богом"

 

                 

   

       Многие из тех, кто приходит на исповедь впервые, не знают, как нужно исповедоваться. Настоятель Свято-Михайловского храма г. Витебска, иерей Владимир Артеменко, отвечает на самые распространенные вопросы, касающиеся этого Таинства.

- Отец Владимир, в чем смысл этого Таинства?

- В привычном светском смысле этого слова, исповедь - это разговор по душам, цель которого высказаться, облегчить душу. 

Религиозное понимание, значение и действие этого Таинства несколько иное. Человек приступает к Таинству Исповеди для того, чтобы в присутствии священника открыть душу, обнажить свои недостатки, мужественно признать свою неправоту и избавиться от груза множества прегрешений. Исповедь – одно из семи Таинств Церкви, в котором Господь прощает кающемуся грешнику исповеданные грехи. Божественная благодать, подаваемая в Таинстве Покаяния, очищает душу и дает силы на борьбу с грехом. 

- В чем суть греха как такового?

- «Грех» происходит от слова «огрех» - ошибка, промах. Из-за греховных поступков и мыслей человек теряет гармонию с собственной совестью, с Творцом, окружающими людьми. Таинство Исповеди возвращает эту утраченную гармонию через примирение человека с Богом.

- Есть такое распространенное мнение: «Зачем священнику говорить о своих проступках? Разве Бог не знает о них? Разве Он не может простить нам их без исповеди?

- Рассказывать о своих грехах в присутствии священника необходимо не потому, что иначе они останутся неизвестными Богу, а потому что это полезно для самого кающегося. Наше чистосердечное исповедание грехов перед священником показывает, прежде всего, нашу искреннюю готовность осудить себя за эти грехи. Кто имеет решимость высказать свой грех перед духовником, чтобы духовно исцелиться, тому, очевидно, этот грех стал уже неприятным, чужим. Важно помнить, что мы исповедуемся Богу, а не батюшке. В поучении, которое священник произносит перед исповедью каждого человека, говориться: «Се, чадо, Христос невидимо стоит  перед тобою, приемля исповедание твое. Я же только свидетель». 

Исповедь перед священником необходима еще и потому, что ему от Бога в Таинстве священства дана власть прощать грехи. Христос сказал Апостолам: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Евангелие от Иоанна, 20,22-23).

Наконец, исповедь перед священником нужна и для того, чтобы он, ознакомившись с состоянием совести грешника, смог дать ему полезный и своевременный совет и, таким образом, предостеречь его от повторения в будущем ранее содеянных прегрешений.

Открытое исповедание грехов смиряет нашу гордыню, часто не желающую иметь свидетелей наших недостатков и недостойных поступков, особенно постыдных. Именно гордыня и внушает нам мысль о том, что достаточно одного внутреннего сознания греха перед Богом, ибо ей легче сознаться в своей ошибке перед незримым Богом, чем в присутствии видимого человека. Мы же относимся к себе крайне снисходительно: «Ну, да, у меня есть свои недостатки». Но задача человека избавится от всего лишнего, болезненного и отягощающего, что мешает ему жить в мире и любви с Богом, совестью и людьми.

- С чего начинается подготовка к исповеди? 

- Сошлюсь на высказывания авторитетных пастырей и в частности митрополита Антония Сурожского. Человек должен стать перед своей совестью, перед Богом и вспомнить, на что постыдное, недостойное в нашем поведении нам указывают близкие,

друзья, сослуживцы. Человек должен все это продумать и с желанием измениться, придти к покаянию. Такая исповедь неминуемо будет неполная, но она будет реальная. Она будет неполная в том смысле, что человек более духовно опытный найдет в себе, может быть, и другие грехи, но в данную минуту тот человек, который исповедуется, должен исповедовать свои собственные, а не выписанные из списков грехи.

Исповедь и постепенное очищение души должны происходить так, как происходят археологические раскопки. Археологи снимают первый слой земли, и открывается вершина какого-нибудь здания. Далее, по мере того как будет расчищаться площадь от земли и разных наслоений, она будет все больше и больше открываться, и каждый раз мы будем видеть что-то новое.

Также и с исповедью. Пусть поначалу я увижу в себе и исповедаю несколько, но моих, конкретных грехов. Человек должен очень внимательно всмотреться и вдуматься в тот «слой своей души», который он видит и осознает. Затем через исповедь и борьбу с грехами, мы со временем увидим в себе и другие несовершенства – очередной «слой». И так далее, до самых глубин нашей души… 

Важно обращать внимание на то, в чем нас упрекает совесть.  

Священник Александр Ельчанинов считал, что взаимоотношения с окружающими - своеобразная «лакмусовая бумажка» нашего духовного состояния: «Если человек не видит свои грехи - пусть обратит внимание на то, какие грехи видят в нем близкие люди, в чем упрекают. В большинстве случаев упреки являются указанием на наши реальные недостатки». 

- Какие книги вы посоветуете для подготовки к данному Таинству?

- Я бы рекомендовал брошюру «В помощь кающимся» Игнатия Брянчанинова, писания Святых Отцов с пояснениями заповедей, грехов, страстей и добродетелей, книгу «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна Крестьянкина, книги и интервью митрополита Антония Сурожского на тему покаяния и исповеди. 

- Как часто надо прибегать к исповеди?

- Христиане исповедуются и причащаются в каждый пост. Если к Таинству Евхаристии (Причастия) необходимо основательно готовиться и прибегать к нему после обязательного соблюдения трехдневного поста, исповедания грехов, чтения молитвенного правила и т.д. То в Таинстве Покаяния можно и нужно(!) участвовать как можно чаще. Хоть каждый день (так практикуют в некоторых монастырях). Ибо результативность покаяния зависит и от регулярности исповеди, которая обостряет совесть. «Лес боится не того, кто помногу возит, а того, кто часто ездит» - гласит русская пословица. Чем чаще исповедуешься, тем проще победить грехи и страсти. 

- Что вы посоветуете тем, кто впервые приступает к этому Таинству?

- Исповедь обычно проходит так. Во время службы священник выходит из алтаря с Крестом и Евангелием и читает молитвы перед исповедью. Исповедники молятся вместе с ним. Затем кающиеся по очереди подходят к священнику и исповедуют вслух без утайки все грехи. 

Если мы пришли к этому Таинству первый раз, без стеснения сразу предупредите священника: «Батюшка, я впервые на Исповеди. Помогите мне исповедаться». Обычно священники с особой доброжелательностью относятся к новоначальным исповедникам, уважая их мужество и решимость впервые принести покаяние.

Во время исповеди священник может задавать вопросы и давать душеполезные советы. По окончании он покрывает склоненную над Евангелием голову верующего епитрахилью (одно из священнических облачений в виде ленты - прим. О. Б.) и читает разрешительную молитву: «Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатью и щедротами Своего человеколюбия да простит ти чадо (имя) вся согрешения твоя, и аз недостойный иерей, властью Его мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь». 

По окончании Исповеди человек целует Крест и Евангелие в подтверждение своей решимости больше не грешить. Затем крестообразно складывает ладони - правая поверх левой - и принимает благословение иерея, которое поможет в борьбе с грехами. 

- Многие стесняются исповедоваться, боясь, что откровения их жизни могут смутить священника…

- На самом деле священника огорчит нераскаянность, чем искреннее исповедание, какого бы то ни было тяжкого греха. Также не стоит бояться того, что исповеданные грехи могут стать кому-то известным через священника. Сказанное на исповеди – это

тайна, которую и исповеднику, и иерею запрещено разглашать. Даже светское гражданское законодательство (Уголовный Кодекс) оставляет за человеком право хранить тайну исповеди.

- Есть люди, которые избегают Исповеди, объясняя это тем, что опять впадут в грех. Мол, зачем каяться, если знаешь, что не удержишься…

 - Грехи грехам рознь. Есть грехи, совершенные по слабости (немощи) человеческой природы, например, человек, страдающий от боли, может быть более вспыльчивым и раздражительным; или ситуации, когда человек допускает несущественный промах по увлеченности или невнимательности. Есть грехи произволения (воли), когда человек осознает, ЧТО он совершает-говорит-думает. Есть грехи - следствие давних многолетних страстей (пьянство, курение).

Разберем по отдельности. Грехи, совершенные по слабости или невнимательности, мы совершаем на протяжении всей жизни в силу обстоятельств, самочувствия, настроения. Оправдывать их, конечно, не стоит - надо искренне каяться и, не откладывая, просить прощения, если мы кого-то обидели, ранили и по возможности исправить содеянное. 

Однако, к немощи не относится склонность к грубости, хамству, резкости. Этим дурным чертам характера надо объявить войну и вести борьбу с ними со всей строгостью к себе. Этот же совет применим к грехам произволения (воли).

Что касается курения-алкоголизма. Редко после первой же исповеди человек может навсегда бросить пить (курить). Покаяние подразумевает борьбу! Например, постепенно уменьшать количество выкуренных сигарет. 

Человек должен делать в покаянии то малое, на что способен. Если этого нет - по сути, он не кается. В богословии есть понятие синергии - совместного усилия человека и Бога в деле подвига и спасения. От человека требуется твердое доброе расположение, усилия, а Господь прилагает к этому Свою благодать. Божественная благодать подается человеку в различных Таинствах, вот почему так важно в них участвовать.

- Почему даже после неоднократных исповедей мы не меняемся?

- Когда у Серафима Саровского спросили, почему одни люди становятся святыми, а другие нет, он ответил, что все дело в решимости. Нам часто не хватает доброго расположения и решимости в борьбе, в стремлении что-то изменить. Ведь покаяние – это не статический процесс на уровне осознания («да, есть недостатки», «да, я грешник»), а динамический, действенный. Слово «покаяние» с греческого переводится как «перемена». Вся жизнь верующего человека – это покаяние: изменение себя, своего характера в лучшую сторону. Покаяние – это дорога, по которой мы идем, спотыкаемся, падаем, встаем и вновь продолжаем путь к Богу. Но сколько раз ты падаешь, столько раз и вставай. 

- Вам приходится исповедовать верующих, которые по неведению могут что-то сделать не так...

- Да, по неопытности кающиеся иногда допускают ошибки. От людей, приходящих на Исповедь, нередко слышишь: «Грешна во всем». Чаще всего это ложное смирение и  псевдопокаяние. Грех всегда предельно конкретен. 

Исповедь выстраивается по принципу самоосуждения. Недопустимо какое-либо самооправдание или обвинение других наподобие фраз: «Вот я бы не совершил(а) тот и другой греховный поступок, если бы такой-то человек не подбил меня на этот грех». Некоторые исповедники всех обвинят, а о собственной неправоте ни слова не скажут. Это извращение Таинства Покаяния. 

Иногда исповедующиеся приносят на исповедь записки со списками грехов. Некоторые исповедники дают их священнику со словами: «Прочитайте сами». Это неправильный подход к Таинству Покаяния. Грех исповедуется вслух(!) перед Богом, самому священнику знать это неинтересно, а если и нужно, то только для свидетельства и духовного совета, способствующего выходу из греховного состояния. Запись - не для священника, это памятка для самого исповедующегося. 

- От одного скептика как-то довелось услышать: «Как в религии все просто: нагрешил – и Бог все простил». 

Так может показаться только на первый взгляд. Господь дарует нам прощение только при соблюдении ряда условий. 

Мы должны попросить прощения и сами простить тех, кого обидели мы и тех, кто

нас обидел. В молитве «Отче наш», данной самим Господом, говорится: «И остави нам долги наша, якоже (также как – прим. О.Б.) и мы оставляем должником нашим». Как же Господь нас простит, если мы затаили обиду или оскорбили кого-то? 

Надо найти в себе мужество рассказать все(!) грехи, даже самый малый без утайки! 

Совершенно недопустимо из-за ложного стыда часть грехов рассказывать одному священнику, часть - другому, третьему и т.д., таким образом, разнося свои грехи по разным исповедям. В такой ситуации мы сознательно утаиваем грехи и Таинство Покаяния не совершается. Другое дело, когда мы, ничего не скрывая, исповедались одному священнику, а затем, спустя какое-то время вспомнили еще грехи и принесли покаяние в присутствии этого же священника или другого иерея. 

Бог простит нас в том случае, если будет видеть нашу готовность бороться с грехом. Приступая к исповеди, следует помнить слова святителя Алексия Московского: «Истинное покаяние только то, после которого прежние грехи презираются». 

Если даже одно(!) из этих условий не соблюдается – Господь, незримо присутствующий при Таинстве Покаяния, может сказать: «Не прощаю!». Нужно твердо запомнить, что разрешительная молитва, которую священник произносит над кающимся после исповеди – это не магическое заклинание, которое «автоматически» снимет грех.

- В Евангелии есть слова: «По плодам узнаете их». Каковы плоды Исповеди?

- После честной, искренней исповеди человек возвращает себе младенческую чистоту души, которая была дана ему в Крещении (Таинство Покаяния еще называют «второе Крещение»). Как правило, результатом исповеди, которую принял Господь, является радость и легкость на сердце, примиренность со своей совестью, ощущение внутреннего обновления.

Но самым главным плодом должна быть наша твердость в желании не грешить и наши поступки, противоположные прежним греховным.

 

                                                                                                                                  Ольга БЫЧКОВСКАЯ 

 

 

 

 

 

 

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет