МИРОВОЕ НАСЛЕДИЕ ЮНЕСКО
 
    
 
                              УЙГУРСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
                                    МУКАМ ИЗ СИНЬЗЯНА
                                                КИТАЙ 
 
                



   Название Уйгурское музыкальное искусство Мукам является общим для его различных видов, распространенных в уйгурских общинах, которые составляют самую многочисленную группу этнического меньшинства в Китайской Народной Республике. На протяжении веков Синьцзянский район был местом культурного обмена между Востоком и Западом, благодаря своему расположению в середине Великого шелкового пути.
Уйгурская музыкальная традиция Мукам включает песни, танцы, народную и классическую музыку и характеризуется разнообразием содержания, хореографии, музыкальных направлений и используемых музыкальных инструментов. Песни различаются по
ритму и исполняются как соло, так и группами. К поэтическому творчеству относятся не только народные баллады, но и стихи, написанные мастерами классической уйгурской поэзии.    Таким образом, в песнях находят свое отражение самые разнообразные литературные жанры, такие как поэзия, притчи, народные сказания, в которых повествуется об истории и современной жизни уйгурского общества.
   Ведущие музыкальные инструменты, которые используют ансамбли, исполняющие Мукам, изготовлены из местных материалов и различаются по способам исполнения на них (к ним относятся смычковые, струнные, щипковые и духовые инструменты). Для искусства танца Мукам характерны уникальные шаги, ритмы, а также фигуры и движения в сольном танце, напоминающие сбор цветов ртом, ношение шаров на голове, подражание животным. Уйгурский Мукам в Синьцзянском районе развивался в четырех местных направлениях, среди которых Твелв Мукам, Долан Мукам, Турпан Мукам и Хами Мукам.
   Сегодня такие общинные праздники, как мешрепи безме, на которых каждый может показать свое мастерство в искусстве Мукам, проводятся все реже.
   Ответственность за передачу этой традиции молодому поколению легла на артистов, исполняющих фольклор, однако интерес молодежи к Мукаму постепенно снижается. Некоторые образцы традиции Мукам, в частности элементы «Двеннадцати Мукамов», состо-
ящие в общей сложности из более 300 частей и занимающих по времени около 20 часов исполнения 12 вокально-инструментальных сюит, больше уже не исполняются.