ЖИТИЕ СВЯТЫХ ПРАВИТЕЛЕЙ
                                               
                                         Отец послушный сыну:
 
        Симеон Мироточивый и Савва Сербский

    Пожалуй, нет аналога в истории человечества, когда сын стал духовным отцом своему земному родителю. Примером этому послужило житие святых сербских Симеона Мироточивого (день почитания святого 10 января) и архиепископа Саввы Сербского (дни почитания святого - 25 января, 19 мая и 12 сентября), основателями Хиландарского монастыря на Афоне. Кем они были эти святые сербские? Какой проделали путь к святому монашеству?
 
                              

                                                                        Неманя

  Великий жупан, самодержавец, Неманя Стефан владычествовал над всеми землями сербскими, которые граничили с востока и запада с областями ветхого и нового Рима. Благочестивый, богобоязненный и нищелюбивый сиял он мужеством, как воевода, богател всеми благами земными, наипаче же добрыми нравами, украшался правдой и милостью.
   Его супруга Анна, дочь греческого императора Романа, ни в чем не уступала в добродетели своего мужа, и в благоденственном браке они имели многих сыновей и дочерей. Но однажды Господь заключил утробу Анны, и она перестала рожать. Скорбели о том супруги и взывали ко Господу, чтобы послал им еще дитя.

                                                                  Растко Неманя

   Господь близок ко всем, призывающим имя Его, и была услышана молитва Стефана и Анны, и она зачала в чреве. В 1169 году на утешение родителей родился сын, которого назвали Растко (Ростислав). И в этом же году поступила во владение русских обитель 
св. Пантелеймона, в которой позднее св. Савва (Растко Неманя) принял иноческое пострижение. Весьма знаменательное совпадение.
   Растко возрастал послушным сыном и с отроческих лет был научен Божественным книгам. А с пятнадцатилетнего возраста он получил от родителей особенную область в своей державе. Но иное направление ума было у Растко. Еще юный, он вошел уже в разум священных книг, заимствуя в них начало премудрости – страх Божий. И любовь к Богу возгоралась в его сердце ярче день ото дня. Глубокие и долгие размышления о вере и необыкновенное трудолюбие повлияли на формирование его мудрой и сильной личности. 
    На восемнадцатом году жизни отец и мать хотели сочетать его законным браком, но благодатный юноша и слышать об этом не хотел. Его влекли мечты о святой горе Афон и о прочих пустынных местах, о которых он слышал от иноков паломников, и в которые его отец посылал щедрые милостыни.
 
                                                                          Побег
     
   Промыслом Божиим в один из торжественных дней к Немане пришли иноки со святой горы Афон за милостыней. Один из них был русский. Тайно пригласив их, юноша стал расспрашивать подробно о святой горе. Видя и чувствуя любовь, с которой русский рассказывал о святом месте, Растко решил бежать с иноками на гору Афон. Он придумал историю для родителей и получил их благословение на свою отлучку на несколько дней. По прошествии времени, согласно которому он должен был вернуться домой, якобы после охоты на оленей, родители заподозрили неладное. Позже, узнав правду, отец организовал погоню за беглецом.
    Погоня настигла Ростко уже в монастыре. Перехитрив воевод своего отца, Растко принял постриг с именем Савва в монастыре св.Пантелеймона от игумена монастыря. Для родителей он передал свою княжескую одежду, волосы со своей головы и письмо, в котором умолял «не иметь, о нем ни малейшей скорби и не плакать, как бы о погибшем, а скорее молить Господа, чтобы их молитвами совершить ему доброе. Пусть и они, по мере своих сил, попекутся о душе своей и пусть не чают его более видеть во временной жизни, разве только Бог позволит ему во святой горе дождаться владыки отца своего, насладиться зрением честных седин и насытиться излияниями сладкой его любви!»
  
                                                                Иноческая жизнь

     Отец не мог понять сына, как он мог оставить богатство ради нищеты, почести и славу  ради уединения, мягкую постель  ради каменной лежанки. А молва о Савве пронеслась по всей пустыне, в общежитиях и по келлиям отшельников, что сын самодержавца сербского вселился к ним, и он был принят с честью и любовью.  Вначале Савва остался в Ватопеде, которая была образцовой обителью, и прожил там 19 лет. За это время он изучил все творения святых отцов, которые находились в богатой библиотеке обители. Несколько раз по благословению настоятеля Савва прошел святую гору, путешествуя босиком и вкушая лишь хлеб и воду. И каждый раз он возвращался в Ватопед, обогащенный духовным знанием и готовностью еще более послужить Богу и своим близким.

                                                                     Письма отца

     Чем же это время занимался Стефан Неманя? Державный Стефан послал от себя на Святую Гору много золота, чтобы царственное его детище ни в чем не нуждалось, и не без страха написал ему послание, стыдясь назвать его сыном, но Отцом, Учителем, Предстателем пред Господом и Молитвенником о них к Богу. «Дом наш в руках твоих, - писал старец, - души наши и мы все в твоей воле, ибо ты удивил родивших тебя своей добродетелью; но отними от нас скорбь тяжкой нашей болезни и утешь своим пришествием; мы обещаем опять возвратить тебя в пустыню». Однако, Савва был непреклонен и продолжал упражнять себя в иноческом подвиге. Братия полюбили его за смирение, нестяжание и трудолюбие. Золото, посылаемое отцом, шло на раздачу милостыни бедным и на нужды обители.  
    Несколько времени спустя родители опять писали ему, умоляя его прийти к ним, и послали золота больше прежнего, кроме особых даров для обители Ватопедской. Но блаженный Савва был снова непреклонен:  «Если призрит на меня Господь и даст мне видеть отца моего здесь, то я поселю его в своих келлиях». Уже 10 лет инок – князь Савва жил на Афоне, строя храмы видимые, он одновременно созидал и невидимый храм в своей душе. И однажды написал он отцу: «Да будет приятен тебе совет мой: презри земное богатство, как бы не сущее, и все красное мира, как суетное и маловременное, и последуй мне крестным путем, который я приготовил тебе в той же пустыни… И избавившись от печали, опять будешь со мной».

                                                                      Отречение

  Получив от сына послание, Стефан Неманя созвал всех епархов державы, воевод и благородных мужей, малых и великих, и назначил день великого государственного совета. Когда же все собрались, то он обратился с речью о том, что он оставляет правление своему среднему сыну и уходит на Афон ко своему возлюбленному младшему сыну, чтобы позаботиться о своем спасении. Едва он закончил свою речь, как отовсюду поднялся громкий вопль: все любили его и не хотели, чтобы он их покидал. После своей речи, Стефан всех пригласил на пир и наделил каждого щедрыми дарами. А на следующее утро смиренный Стефан и супруга Анна пошли в храм Пресвятой Богородицы, где принесли перед иконой иноческие обеты. Епископ Калинник нарек бывшего властителя Стефана иноком Симеоном, а подругу его, благочестивую Анну, инокиней Анастасией.
    25 марта 1196 года на Соборе Симеон сложил с себя достоинство великого жупана Сербии и возвел на престол среднего своего сына Стефана. 18 месяцев святой Симеон жил в Студенице, как простой монах. 8 октября 1197 года он навеки простился со своей страной и 2 ноября того же года прибыл на Афон.

   До этого ни один великий правитель православного народа не приходил в удел Пресвятой Богородицы как монах к бедным монахам. Так, в Ватопеде после десятилетней разлуки встретились два монаха: 84-летний Симеон и 27 летний Савва, отец и сын.
 
                                                    Единомысленные державные иноки

      Достигнув Ватопеда, Симеон был принят с честью, и вскоре молва о его пришествии разнеслась по всей святой горе. Нельзя умолчать о радости сына и отца после их соединения. Симеон восхотел обойти всю святую гору, чтобы поклониться всем ее обителям. Испросив благословения у игумена, они вдвоем обошли всю гору. Единомысленные во всем, они разделили между собой труды и молитвы: сын подвигам учил отца, а старец не мог не следовать стопам сына. Учитывая возраст Симеона, Савва постился и трудился и за себя, и за отца:  «Не унывай, батюшка! Мое стояние, мой пост и поклоны пусть будут и твоими». Внимая таким словам, дряхлый старец обливался потоками слез, изумлялся чрезвычайному смирению и послушанию своего сына.

                                                          Начало Хиландарской обители

     При входе во святую гору, на месте, называемом Просфори, издавна был монастырь с церковью святого Симеона Богоприимца; но эта церковь, по разорении монастыря корсарами, оставалась в запустении. Игумен и братия Ватопеда обратились к Симеону и Савве с просьбой найти средства на обновление церкви. И великодушные иноки дали много золота на церковь, которое было прислано от самодержавца Стефана. Державные иноки много сделали и для обители Ватопедской: была расписана трапезная, сооружены келлии, насажены виноградники и т.д.
    Однажды блаженному Симеону пришла в голову мысль, которую он обдумывал два дня, а на третий день пошел к игумену и открыл ее: «Испросите себе запустевший монастырь и, обновив его, утвердите за своим отечеством, и пусть называется он Сербским; пусть и из среды вашего народа любящие Бога и убегающие от суеты мирской, после вас обретут там пристанище спасения, и сами вы, многих ради спасенных, 
сподобитесь больших почестей от Бога». Так, с этого момента, положен был завет, чтобы Ватопед и Хиландарь взаимной любовью составляли как бы одно.
    Памятник сего завета существует и доныне. В главный праздник Хиландаря, именно в день Введения во храм Пресвятой Богородицы, призывают настоятеля Ватопедского и уступают ему начальство и первенство; ту же честь делают монахи Ватопедские настоятелю Хиландарскому в свой главный праздник – в день Благовещения Пресвятой Богородицы. 
   Самодержавец Стефан дал золото и работников для восстановления Хиландарского монастыря. По молитвам богоносных иноков к Творцу и Пресвятой Богородицы работы шли быстро и очень скоро Симеон и Савва перешли в восстановленный монастырь, как этого желал старец, чтобы смерть его настигла в новой обители.
   Бог привел державных иноков на Афон не только ради их личного спасения, но и для того, чтобы через них помочь их родному народу. Так, первый раз за долгую историю святой горы сербский народ приобрел свой монастырь среди других обителей православных народов.

                                            Кончина и явление преподобного Симеона
    
       Немного времени пожил Симеон в основанной им обители. Ему было уже 84 года, когда он слег в постель, покрытой тюфяком из соломы и камнем вместо подушки. Это было 6 февраля 1199г. Он причащался 7 дней, только тем и поддерживал свою жизнь, обычной пищи он не принимал. Савва был рядом с ним и все время со слезами молился. 13 февраля умер смиренный монах Симеон – бывший великий жупан Сербии Стефан Неманя. Савва и Симеон явили миру величественный пример родительской и сыновней любви. Родной сын стал духовным отцом своему земному родителю. 
   После смерти отца Савва раздал щедрые милостыни нищим и уединился в темной и тесной келлии в Карее. Купив это место у Прота, Савва построил себе молчальную келлию с малой церковью во имя Освященного Саввы Иерусалимского. Здесь он предавался самым высоким подвигам, изнуряя свою плоть так, что у него «живот прилипал к спине». У него было одно сердечное желание – сподобиться получить какое-  либо извещение от усопшего родителя, и об этом он воссылал пламенные молитвы к Богу.  
И однажды ночью ему явился преподобный Симеон, облеченный неизреченной славой, в венце, сиявшем светозарнее солнца, и в сообществе иных светлых лиц. Он утешил сына, сказав как Господь почтил его славой и предсказал Савве путь служения Богу: «Для многих будешь образом добродетели, и все заповеди Христовы утвердишь на незыблемом основании в своем отечестве».
 
                                                     Бог прославляет святого Симеона
.
   Савва еще более усугубил пост и молитву. Утешенный славой родителя, он вернулся в Хиландар в день годовщины смерти Симеона. Благолепно были украшены и церковь, и самый гроб блаженного. Савва призвал всех к сугубой молитве об отце и сам взошел на пирг. Настало время утреннего славословия. Прот и бывшие с ним игумены совершали службу в соборной церкви, когда в это время вся церковь внезапно исполнилась запахом благовонной масти и благодать Божия излилась на сухие кости. Мраморный гроб блаженного, наполнившийся благовонным миром, которое текло из него ручьями и исполняло все благоуханием. Савва с радостью спустился с пирга и прославил Господа.
    Через прикосновение ко гробу и через помазание святым миром, начали исцеляться одержимые нечистыми духами и другими тяжкими болезнями, и все ублажали угодника Божия. Миро истекало не только от костей блаженного Симеона, но и от сухого камня и от его иконы, написанной над его гробом. «Господи помилуй», - взывала единогласно вся церковь. Дивен Бог во святых Своих и велик в делах Своих! Со временем из гроба выросла виноградная лоза в виде древа с наружной стороны храма, целебная по своим плодам. А гроб этот существует и доныне.

                                                          Окончание пути св. Саввы

     Предсказания святого Симеона сбылись с точностью. Савва был рукоположен в диакона и в пресвитера, и в какое-то время оставил святую гору, направляясь в Сербию послужить своему народу. В Сербии он получил сан архимандрита и содействовал перенесению мощей святого Симеона из Хиландаря в Студеницу. Надо заметить, что при установлении гроба в монастыре, мраморный гроб родителя снова наполнился кипящим миром, которое от переизбытка изливалось повсюду. 
   Вскоре архимандрит Савва стал настоятелем Студеницы и взялся за работу. За короткое время монастырь преобразился, и здесь собралось большое число послушников. В итоге Студеница стала самой прославленной святыней сербской нации. Бог наделил святого Савву даром чудотворения, и молитва его исцеляла болящих. Он обладал воистину апостольским авторитетом, и на земле сербской явился великий светильник.
   Умер святой Савва во время странствия по святым местам Палестины, Сирии, Персии, Вавилона, Египта и Анатолии в сане архиепископа 12 января (25 января) 1237г.  Мощи его перенесли в Милешево в монастырь Вознесения Господня, где покоились до 1595г.  С приходом в Сербию турецкого владычества храмы были обращены в мечети или были разграблены. 27 апреля 1595 г тело святителя Саввы было сожжено и стало пеплом, но слава о нем возрастала. «Господь мне помощник, и не убоюся, что сотворит мне человек» (Пс.117: 6).

Святителю Савве Сербский и преподобне отче Симеоне Мироточивый, молите Бога о нас!
 
                                   
                                                                                                           Подготовила Наталия Миненкова 
                  


    
                 Святой Благоверный Царь и Великий Князь
                                      Феодор I Иоаннович 
                                    
                                          
 
 
   Святой Благоверный Царь и Великий Князь Феодор I Иоаннович (Москва, 31 мая/13 июня 1557 – Москва, 8/21 января 1598). Третий сын Царя Иоанна IV Грозного и Царицы Анастасии Романовны (урожд.Захарьиной-Юрьевой); последний Государь Великокняжеского и Царского Дома Рюриковичей. Был крещен св. Митрополитом Макарием.
   С детства отличался глубокой религиозностью и благочестием. В 1575 вступил в брак с Ириной Феодоровной (урожд.Годуновой; после кончины мужа приняла монашество с именем Александра). В 1577 вместе со своим шурином Б.Ф. Годуновым управлял Великим Новгородом во время Ливонского похода Иоанна IV Грозного. После гибели в ноябре 1581 старшего брата Царевича Иоанна Иоанновича, смертельно раненного отцом в припадке гнева 9/21 ноября и скончавшегося 19 ноября/2 декабря, Феодор Иоаннович стал наследником престола. Унаследовал престол после кончины отца. Иоанн IV Грозный, зная о глубокой религиозности и отрешенности от мирских дел своего сына, назначил ему заранее правительство, в котором вначале главную роль играл родной дядя Феодора I Никита Романович Захарьин-Юрьев, а после его тяжкой болезни и смерти – шурин Борис Феодорович Годунов.
   С соизволения Царя Феодора I  правительство Бориса Годунова  осуществило важные административные, судебные и налоговые преобразования, провело амнистию многих опальных аристократов и служилых дворян. В 1586 антигодуновской партией во главе с Митрополитом Дионисием и князем И.П. Шуйским была предприянта попытка убедить Царя Феодора I развестись с Царицей Ириной Феодоровной ввиду ее бесплодия. Эта инициатива вызвала гнев обычно кроткого Государя. Митрополит Дионисий был лишен первосвятительской кафедры, а князь И.П. Шуйский сослан в Белоозеро, где впоследствии тайно казнен. В 1587 Царь Феодор I принял присягу Царя Кахетии Александра II и распорядился оказать помощь его народу в борьбе против Османской Империи. Царствование Феодора I Иоанновича ознаменовалось активным градостроительством – при нем основаны Тюмень (1587), Тобольск (1587), Царицын (1588), Сургут (1594), воздвигнута новая Смоленская крепость (1596), построен ряд других городов и укрепленных пунктов. В 1589 завершился процесс оформления автокефального статуса Русской Православной Церкви – в присутствии Царя Феодора I Константинопольский Патриарх Иеремия II, находившийся в Москве, дал согласие на учреждение в России Патриаршества и поставил первого русского Святейшего Патриарха св. Иова. В 1589-1590 Феодор I возглавил военный поход против Швеции, в результате которого были возвращены Ям, Копрье и Иван-Город. В 1591 заключил 12-летнее перемирие с Великим Княжеством Литовским. 15/28 мая 1591 придо сих пор доподлинно не выясненных обстоятельствах в Угличе погиб младший брат Царя Феодора I – св. Царевич Димитрий Иоаннович, имя которого будет впоследствии использовано самозванцами эпохи Смутного времени 1605-1613.  В июле 1591 по молитвам Царя Феодора I от Москвы отступил без боя Крымский Хан Казы-Гирей. В память об этом событии Государь основал Донской монастырь. В 1592 Царица Ирина Феодоровна разрешилась от бремени дочерью Царевной Феодосией. В окружении Царя Феодора I возник проект устройства династического брака новорожденной и передаче престола в Доме Рюриковичей по женской линии, но в 1594 Царевна умерла. В 1595 после большого пожара в Москве, случившегося во время пребывания Царя на богомолье в Рождественском Пафнутьевом Боровском монастыре, Феодор I  Иоаннович установил для москвичей различные льготы и за государственный счет построил каменные лавки. 18/31 мая 1595 был подписан Тявзинский мирный договор со Швецией, нормализовавший отношения между русским и шведским государствами, возвративший России территории в Карелии и на побережье Финского залива, а также способствовавший развитию торговли. Царь Феодор I предпринял ряд мер по усилению ограничений крестьянских переходов.
  По всей видимости, в 1592 был издан указ об отмене права выхода в Юрьев день, а в 1597 регламентирован сыск беглых. В 1597 Государь тяжело заболел и в ночь с 7 на 8 января 1598 скончался. Погребен в Архангельском соборе Московского Кремля. С его кончиной угас Царский Дом Рюриковичей. Ближайшими наследниками, в соответствии с религиозно-правовыми представлениями того времени, являлись в первую очередь шурин почившего Царя Правитель Борис Годунов со своим нисходящим потомством, а вслед за ним потомство первого шурина Иоанна IV Грозного Никиты Романовича Захарьина-Юрьева   в лице его сыновей – двоюродных братьев Феодора I бояр Романовых. Царь Феодор I прославлен в лике святых.
   Дни памяти – в Соборе Московских святых - воскресенье перед 26 августа/8 сентября, 31 мая/13 июня, 7/20 января
 
                                                                                                                                               А.Закатов